Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Функционально-семантические особенности неологизмов сферы «Искусство» в газетном дискурсе (на примере лексем бестселлер и хеппи-энд)

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-25-31

Аннотация

Статья посвящена анализу функционально-семантических особенностей неологизмов из сферы «Искусство» в газетном дискурсе на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Возникающие ономасиологические потребности в номинации новых понятий приводят к возникновению неологизмов, а взаимодействие стран и народов обусловливает проникновение широкого потока заимствований, прежде всего из английского языка. Объектом исследования в данной статье являются заимствованные слова, получившие широкое распространение в русском языке и занимающие важное место в лексике сферы «Искусство» – бестселлер и хеппи-энд. Анализ проводится на материале газетного корпуса Национального корпуса русского языка, поэтому при его осуществлении сочетается корпусный анализ с элементами лексико-семантического и дискурсивного подходов. Особое внимание в статье уделяется роли неологизмов в реализации номинативной, оценочной, экспрессивно-стилистической функций, функции языковой игры, функции экономии языковых усилий. В результате исследования выявлена частотность употребления данных лексем в русском литературном языке последних десятилетий, определены пути их семантического развития, функциональный статус как заимствований, степень ассимиляции русской языковой системе. Анализ сочетаемости данных лексем позволил определить направления расширения семантического объема заимствованных слов в русском языке.

Об авторе

Чжэньюй Лю
Казанский федеральный университет
Россия

Лю Чжэньюй, аспирант,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Лопатин В. В. Рождение слова неологизмы и окказиональные образования. М.: Наука, 1973. 154 с

2. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М.: Знак, 2008. 320 с.

3. Ёрова С. Н. История заимствований слов в русском языке // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2017. № 2 (51). С. 155–160.

4. Крысин Л. П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий // Вопросы языкознания. 2002. № 6. С. 27–34.

5. Володарская Э. Ф. Заимствование как отражение русско-английских контактов // Вопросы языкознания. 2002. № 4. С. 96–118.

6. Брагина А. А. Неологизмы в русском языке. М.: Просвещение, 1973. 224 с.

7. Кольцова О. В. Лексико-семантическая группа как единица описания языковой картины мира // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2010. № 1. С. 66–72.

8. Фахрутдинова М. Т. Функционирование неологизмов IT-сферы в русском языке новейшего периода (На материале текстов электронных СМИ) // Филология и культура. 2021. № 1 (63). С. 138–141.

9. Волкова Е. В., Хустенко А. А., Шерина Е. А. Функции англоязычных заимствований в русском и итальянском языках (на материале радиодискурса) // Научный диалог. 2020. № 2. С. 35–52.

10. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

11. Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/u (дата обращения: 07.08.2025)

12. Толковый словарь государственного языка Российской Федерации. / гл. ред. Н. М. Кропачева, С. А. Белова, С. А. Кузнецова. СПб.: СПбГУ, 2025. Т. 1. 900 с.

13. Кузьмина С. М. Активные процессы в области русского письма // Современный русский язык: активные процессы на рубеже XX–XXI веков / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М.: Языки славянских культур, 2008. 712 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лю Ч. Функционально-семантические особенности неологизмов сферы «Искусство» в газетном дискурсе (на примере лексем бестселлер и хеппи-энд). Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):25-31. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-25-31

For citation:


Liu Zh. Functional-semantic features of neologisms from the area of “art” in newspaper discourse (a case study of the lexemes bestseller and happy end). Philology and Culture. 2025;(3):25-31. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-25-31

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)