Границы документальности и художественности в современной прозе о Великой Отечественной войне
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-66-73
Аннотация
В статье проанализированы документальное и художественное начала в современной отечественной литературе, затрагивающей тему Великой Отечественной войны; поставлен вопрос о возможности и границах «современного» взгляда на события героического прошлого. Автор проведенного исследования учитывает, что в современной отечественной литературе наблюдается тенденция размывания границ между документальным и художественным. С одной стороны, это влияние постмодернизма, с другой стороны, меняется и понимание документа, факта, источника под натиском «новой искренности», альтернативной реальности, всеобщей терпимости. Подтверждают это новейшие произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Авторами этих текстов не являются участники событий. Новое поколение писателей знает о войне, благодаря книгам, мемуарам, фильмам. Такое понимание событий позволяет современному писателю без трепета и в то же время смело и свободно обращаться к историческому сюжету не ради Истории, но как к художественному материалу.
Цель – не передать «день за днем» ход войны, не восстановить события, не рассказать скрытую правду о войне, не идеализировать героя и подвиг, но проникнуть в философию и психологию войны, экзистенциальную природу зла, разобраться в «диалектике души» человека на войне. Движущей силой новейших произведений о Великой Отечественной войне выступает пацифистское настроение их авторов.
Об авторе
Г. М. АлтынбаеваРоссия
Алтынбаева Гульнара Монеровна, доктор филологических наук,
410012, Саратов, Астраханская, 83
Список литературы
1. Литература и война: конференц-зал // Знамя. 2000. № 5. С. 3–13.
2. Уроки Виктора Некрасова и современная российская военная проза // Знамя. 2016. № 10. С. 174– 188.
3. Астафьев В. Прокляты и убиты: роман // Новый мир. 1994. № 10–12; Веселый солдат // Новый мир. 1998. № 5–6; Затеси // В. П. Астафьев. Печальный детектив. Избранное. М.: Эксмо, 2001. 832 с. С. 121–824.
4. Быков В. Политрук Коломиец. «Катюша». Полководец: Рассказы // Звезда. 1999. № 5. С. 5–20; Очная ставка. Довжик: рассказы // Знамя. 1999. № 7. С. 31–56; Болото: повесть // Дружба народов. 2001. № 7. С. 7–33.
5. Богомолов В. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...». М.: Клуб 36,6, 2014. 880 с.
6. Гранин Д. По ту сторону: повесть // Дружба народов. 2003. № 1. С. 8–26; Листопад // Звезда. 2008. № 1–2; Мой лейтенант: роман. М.: Эксмо-Пресс, 2011. 288 с.
7. Солженицын А. Военное. М.: Амфора, 2005. 464 с.
8. Четыре шага от войны: сборник / сост. В. Левенталь. СПб.: Лимбус Пресс; Издательство К. Тублина, 2010. 360 с.
9. Бояшов И. Танкист, или «Белый тигр». СПб.: Лимбус-Пресс, 2008. 224 с.
10. Геласимов А. Степные боги. М.: Эксмо, 2009. 384 с. 11. Иванов А. Тени тевтонов. М.: РИПОЛ классик, 2023. 384 с.
11. Иличевский А. Просодия мира. Короткая проза // Новый мир. 2014. № 12. С. 74–127.
12. Ставецкий В. Квартира // Знамя. 2016. № 5. С. 5–54.
13. Яхина Г. Винтовка // Октябрь. 2015. № 5. С. 73–80.
14. Гельфер Г. Солдат бежал из плена // СловоWord. 2012. № 74. URL: https://magazines.gorky.media/slovo/2012/74/soldatbezhal-iz-plena.html. (дата обращения: 05.05.2025).
15. Каледин С. Почему проиграли войну. М.: ПРОЗАиК, 2009. 256 с.
16. Абузяров И. Край вечнозеленых помидоров // Новый мир. 2012. № 4. С. 51–62.
17. Арманд Е. Ветеран // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). URL: https://strana-oz.ru/2005/4/veteran. (дата обращения: 05.05.2025).
18. Буйда Ю. У кошки девять смертей: повествование в рассказах // Новый мир. 2000. № 5. С. 7–44.
19. Винер Ю. Любовь к языкам (из цикла «Былое и выдумки») // Новый мир. 2012. № 11. С. 9–36.
20. Драгунская К. Куртка Воннегута // Новый мир. 2011. № 5. С. 119–122.
21. Кочергин Э. Питерские былички // Знамя. 2004. № 8. С. 107–117. 23. Соколовская Н. Моцарт в три пополудни: маленькая повесть // Новый мир. 2011. № 2. С. 62–75.
22. Тучинская С. Вечный пропуск // Звезда. 2014. № 8. С. 7–14. 25. Хафизов О. Гибель цыпленка // Новый мир. 2013. № 12. С. 78–85.
23. Шаргунов С. Скандал // Новый мир. 2012. № 3. С. 98–104; Как я уволил друга: рассказы // Новый мир. 2011. № 2. С. 51–58.
24. Самсонов С.А. Соколиный рубеж. М.: РиполКлассик, 2017. 704 с.
25. Соколов Г. Души войны // Новый Берег. 2014. № 44. URL: https://magazines.gorky.media/bereg/2014/44/dushi-vojny.html. (дата обращения: 05.05.2025).
26. «Первым делом самолеты!» А. Баренберга (М.: Эксмо-Пресс, 2012. 416 с.), «Мы из будущего: Черные следопыты» А. Шевцова (М.: Амфора, 2010. 190 с.), «Если вчера война…» О. Таругина (М.: Эксмо, 2012. 416 с.) или «Попытка возврата» В. Конюшевского (М.: АСТ, 2019. 992 с.), или такие фильмы, как «Мы из будущего», «Туман», «Рубеж», «Блиндаж» и др.
27. Окуджава Б. Ш. Я пишу исторический роман // Б. Ш. Окуджава. Надежды маленький оркестрик: Лирика (50-е – 70-е). Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 320 с. С. 262–264.
28. Астафьев В. Трофейная пушка. Жестокие романсы: рассказы // Знамя. 2001. № 1. С. 21–43; Связистка // Новый мир. 2001. № 7. С. 7–34.
29. Быков В. На болотной стежке // Звезда. 2001. № 8. С. 6–21; Болото // Дружба народов. 2001. № 7. С. 7–33; Короткая песня // Дружба народов. 2002. № 4. С. 70–82.
30. Алексеева Н. Полунощница: роман. М.: Издво АРС; Редакция Елены Шубиной, 2024. 409 с.
31. Шипов Я., свящ. «Райские хутора» и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 624 с. 2-е изд.
Рецензия
Для цитирования:
Алтынбаева Г.М. Границы документальности и художественности в современной прозе о Великой Отечественной войне. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):66-73. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-66-73
For citation:
Altynbaeva G.M. Blurred lines between non-fiction and fiction in contemporary prose about the Great Patriotic War. Philology and Culture. 2025;(3):66-73. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-66-73