Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Концепт ОЗМ в пространственно-топологической структуре цикла Владислава Крапивина «Сказки и были безлюдных пространств»

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-94-99

Аннотация

В статье рассматривается значение концепта ОЗМ в пространственно-топологической структуре цикла Владислава Крапивина «Сказки и были Безлюдных пространств». Утверждается бинарная пространственная структура данного цикла, сюжетным воплощением которой является противопоставление реального и Безлюдного пространств. Семантической доминантой реального пространства становится концепт ОЗМ, демонстрирующий абсолютную деградацию реального пространства. Концепт ОЗМ соотнесен с атмосферой постсоветского времени и получает двойную художественную репрезентацию: конкретно-историческую и условно-историческую; причем оба варианта семантически однородны. В первом случае в текстах широко представлены приметы конкретно исторической эпохи 1990-х годов с акцентом на трех темах: социальная обездоленность, бандитизм/терроризм и чеченские кампании. Условно-исторический вариант концепта ОЗМ также оказывается сосредоточен на сюжетном мотиве гражданской войны. Особую значимость в создании исторически-конкретного варианта концепта ОЗМ отведено повести «Лужайки, где пляшут скворечники». В повести утверждается идея внутренней преемственности советского и постсоветского времени, объединенных извращенной логикой «взрослого» мира. В рамках условно-исторической репрезентации концепта ОЗМ доминантным текстом становится повесть «Взрыв Генерального штаба». Сюжетный мотив гражданской войны в рамках условно-исторического варианта репрезентации концепта ОЗМ представлен системой образных лейтмотивов, среди них можно выделить образы крейсера и автоматчика.

Об авторе

Г. Ван
Казанский федеральный университет
Россия

Ван Гоин, аспирант,

420008, Казань, Кремлевская, 18



Список литературы

1. Аникина Ю. А. Специфика конфликта в художественном мире В. П. Крапивина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 25 с.

2. Богатырева Н. Ю. Литературная сказка В. П. Крапивина: жанровое своеобразие и поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1998. 16 с.

3. Машукова Д. А. Художественная характерология героев-сирот В. П. Крапивина (на материале романа-трилогии «Голубятня на желтой поляне») // Пушкинские чтения – 2016. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: Матер. XXI международной научной конференции. СПб., 2016. С. 183–189.

4. Великанова Е. А. Цикл «В глубине Великого Кристалла» В. П. Крапивина: проблематика и поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. Петрозаводск, 2010. 21 с.

5. Головина Л. Г. Мифологическая основа системы детских персонажей фантастического цикла В. П. Крапивина «В глубине Великого Кристалла» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 104–111.

6. Котенко А. Б. Образы мира человека как грани «Великого Кристалла» // World science: problems and innovations: сборник статей XLVI Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 92–97.

7. Сухих О. С. Утопия и антиутопия как две грани художественной реальности в романе В. П. Крапивина «Ампула Грина» // Litera. 2022. № 9. С. 70–82.

8. Головина Л. Г. Мифологическая основа системы детских персонажей фантастического цикла В. П. Крапивина «В глубине Великого Кристалла» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 104–111.

9. Никкарева Е. В. Хронотоп старого города в художественной практике В.П. Крапивина // Матер. IV всерос. научно-практической конф. Ярославль, 2011. С. 142–148.

10. Крапивин В. П. Бабушкин внук и его братья. М.: Худ. лит., 2024. 195 с.

11. Крапивин В. П. Самолет по имени Сережка. М.: АСТ, 2005. 157 с.

12. Крапивин В. П. Лужайки, где пляшут скворечники. М.: Эксмо, 2005. 252 с.

13. Крапивин В. П. Взрыв Генерального штаба. М.: Дет. лит., 1998. 332 с.

14. Крапивин В. П. Дырчатая Луна. М.: Эксмо, 2005. 137 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ван Г. Концепт ОЗМ в пространственно-топологической структуре цикла Владислава Крапивина «Сказки и были безлюдных пространств». Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):94-99. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-94-99

For citation:


Wang G. The OZM concept in the spatial and topological structure of Vladislav Krapivin’s cycle “Tales and True Stories of Deserted Spaces”. Philology and Culture. 2025;(3):94-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-94-99

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)