«Пространство предела» в художественных произведениях о войне
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-218-223
Аннотация
Автор статьи анализирует прозу писателей-фронтовиков, впервые использует понятие «пространство предела» для характеристики художественного мира. В статье рассматриваются также экранизации литературных произведений, анализируется специфика кинематографического воплощения батальных сюжетов. Включение документа в художественное повествование позволяет писателям-фронтовикам выстроить систему внутренних связей и взаимодействий, способствующих углублению проблематики и расширению образной системы. Повести Эммануила Казакевича «Звезда» и «Иван» Владимира Богомолова представляют варианты «пространства предела», воплощающие трагические коллизии. Личный военный опыт помогает писателям воплотить пограничные ситуации, предельность жизни на войне. Документальный и мифологический пласты определяют специфику художественного мира повести Казакевича. Писатель и кинорежиссеры, обращающиеся к его творчеству, визуализируют маркеры пограничья, «чужого» пространства. Кинематографические интерпретации сюжета о разведчиках отражают культурные ориентиры эпохи: традиции «Большого стиля» («Звезда», режиссер А. Иванов, 1949 г.) и полифонизм «нулевых»: фильм «Звезда» режиссера Н. Лебедева (2002). Экранизации произведений В. Богомолова представляют различные жанрово-стилевые решения батальных сюжетов. Черно-белая палитра определяет визуальный ряд фильма Андрея Тарковского, усиливает трагизм («Иваново детство», 1962 г.). Режиссер расширяет ирреальный план, представляя апокалиптические образы, углубляющие философское содержание.
Об авторе
Е. М. ЧетинаРоссия
Четина Елена Михайловна, кандидат филологических наук, доцент,
614068, Пермь, Букирева, 15
Список литературы
1. Бочаров А. Навечно в памяти… // Казакевич Эм. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1974. С. 3–8.
2. Казакевич Эм. Звезда: Повесть. Богомолов В. Иван. Зося: Повести. М.: Детская литература, 1976. 191 с.
3. Бочаров А. Г. Эммануил Казакевич. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1965. 248 с.
4. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. 624 с.
5. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. 408 с.
6. Левитес Вера. «Хорошие слова» // Знамя. 2013. № 12. С. 124–161.
7. Сартр Ж-П. Из письма редактору газеты «Унита» (9 сентября 1963 г.) // Мир и фильмы Андрея Тарковского Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1990. С. 11–21.
8. Зоркая Н. Начало // Мир и фильмы Андрея Тарковского Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1990. С. 22–36.
9. Соколов В. Киноведение как наука. М.: Канон, РОООИ «Реабилитация», 2010. 416 с.
10. Куряев И. Р. Кинематографичность отечественной прозы рубежа ХХ–ХХ1 веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саранск, 2021. 25 с.
11. Аристов Д. В. Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации: автореф. дис… канд. филол. наук. Пермь, 2013. 22 с.
Рецензия
Для цитирования:
Четина Е.М. «Пространство предела» в художественных произведениях о войне. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):218-223. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-218-223
For citation:
Chetina E.M. “The space of limit” in war fiction. Philology and Culture. 2025;(3):218-223. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-218-223
















