О трактовке понятия «Профессиональная адаптация» учителя
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-245-251
Аннотация
Статья анализирует различные трактовки понятия «Профессиональная адаптация», а также возможные пути решения проблемы адаптации начинающего учителя в школе. Рассматриваются философские, психолого-педагогические, социально-психологические, региональные и этнокультурные подходы к пониманию данного термина в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Обращается внимание на тот факт, что при акценте на необходимости приспособления молодого педагога к новой образовательной среде – процесс, требующий как изменения качеств личности, так и преобразования профессиональной деятельности, недостаточно внимания уделяется сохранению своего «я» и возможности творческой самореализации личности начинающего учителя. Конфликтные ситуации – следование традициям сложившегося коллектива учителей и новый взгляд на учебно-воспитательную работу, а также взаимодействие с родителями учащихся и отсутствие опыта подобного рода деятельности – подчеркивают значимость социально-педагогического аспекта адаптации в обеспечении успешности молодого учителя в школе и его комфортного пребывания в профессии. В заключении отмечается, что трактовка понятия профессионально-педагогическая адаптация должна включать как профессионально-педагогическую подготовку (знание предмета и методики его преподавания), так и социально-психологический компонент – готовность приспособиться к особенностям новой образовательной среды при условии возможности творческой самореализации.
Об авторах
Л. О. СвиринаРоссия
Свирина Людмила Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент,
420008, Казань, Кремлевская, 18
А. Х. Ашрапова
Россия
Ашрапова Алсу Халиловна, кандидат филологических наук, доцент,
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. – 672 с.
2. Григорьева М. В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии // Проблемы социальной психологии личности. Изд.: Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. 2008. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents/30302?ysclid=mf3oiat82d9527668 (дата обращения: 04.07.2025)
3. Суздалова М. А. Адаптация обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда: дис. кан. пед. наук:– Кемерово, 2013. 161 с.
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
5. Руднева Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования // Е. Л. Руднева; под ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово: ООО «КОМПАНИЯ ЮНИТИ», 2000. 165 с.
6. Свирина Л., Ашрапова А. Об адаптационных умениях учителя иностранного языка // Филология и культура. Philology and Culture. 2024. № 3 (77). С. 325–329.
7. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. 3-е изд. // Сургут: Лингва, 2022. 428 с.
8. Заиченко Н. А. Молодой учитель: адаптация и ролевые ожидания // С. 1–17. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1755252216&tld=ru&lang=ru&name=%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94%20%20 (дата обращения: 04.07.2025)
9. Хамидуллина Н. А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях: автореф. дисс. канд. пед. наук: Кемерово, 2000. 21 с. URL: https://newdisser.ru/_avtoreferats/01002310950.pdf (дата обращения: 04.07.2025)
10. Организационно-педагогические условия профессионального становления молодого педагога в условиях развития национально-региональной системы учительского роста. Учеб.-метод. пос. // Ред. коллегия: О. В. Чурсинова, А. А. Ярошук. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2019. 88 с.
11. Сафонова И. С. Адаптация молодых педагогов в школе в социально- психологическом аспекте // URL: https://disser.ru/_avtoreferats/01002310950.pdf (дата обращения: 04.07.2025)
12. Ходько Е. Г. Основные подходы к изучению феномена адаптация в современных психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика современной науки. 2016. №4(10). С. 970– 973.
13. Сафина А. М., Гумерова М. М., Гараева Л. Х. Профессиональная адаптация начинающего учителя: проблема и возможные пути её решения // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. №2 (5). С. 1130–1133.
14. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. 2013. № 3(36). С. 38–41.
15. Анисенков Д. А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник Белгородского гос. ин- та культуры и искусств им. В. Г. Шухова. 2012. №1. С. 205 – 208.
16. Александровская Э. М. Методика изучения социально-психологической адаптации к школе // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1755343612&tld=ru&lang=ru&name (дата обращения: 14.07.2025)
17. Костина Ю. С., Миронова Е. Р. Функциональные состояния и адаптация работника // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (24). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/3275 (дата обращения: 10.08.2025).
18. Аникеева Г. А. Эссе «Как создать комфортные условия работы педагогам» 13.07.2012 // URL: https://pedsovet.su/publ/84-1-0-2541?ysclid=mejm253kci621592159 (дата обращения: 14.07.2025)
19. Ярмакеев И., Ахмадуллина Р., Валиахметова Н. Образовательные экосистемы как инновационная практика (на примере школ Республики Татарстан) // Филология и культура. Philology and Culture. 2025. № 2 (80). С. 245–254.
20. Базаева Ф. У. Национально-культурная самореализация педагога в условиях глобализации образования // Известия ВГПУ. 2011 С. 25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnayasamorealizatsiya-pedagoga-v-usloviyah-globalizatsiiobrazovaniya/viewer (дата обращения: 14.07.2025)
21. Кожанов И. В., Коршунова Н. М. Модель этнокультурной социализации будущих педагогов // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 89–94.
22. Худенева М. Г. Проблемы взаимодействия молодых педагогов с родителями // Современное педагогическое образование. Сургутский гос. пед.университет. Сургут. 2020. № 4. С. 134–139.
Рецензия
Для цитирования:
Свирина Л.О., Ашрапова А.Х. О трактовке понятия «Профессиональная адаптация» учителя. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):245-251. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-245-251
For citation:
Svirina L.O., Ashrapova A.Kh. On interpretation of the concept: “Adaptation skills of a teacher”. Philology and Culture. 2025;(3):245-251. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-245-251
















