Формирование навыка экстенсивного чтения краеведческих текстов на иностранных языках в цифровой образовательной среде
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-252-259
Аннотация
Привитие устойчивого интереса учащихся к чтению в общем понимании и особенно к чтению научно-популярной литературы, к которой можно отнести краеведческие тексты, требует новых неординарных методов и приемов обучения с применением современных цифровых технологий. Такое видение проблемы обусловливает актуальность тематики исследования, результаты которого представлены в статье.
Какие новые инструменты предлагают авторы для реализации выдвинутой проблемы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что так называемое поколение Z, родившееся и выросшее в цифровом мире, непросто заинтересовать чтением объемных текстов, содержащих краеведческую информацию. Для этого необходимы новые форматы учебных материалов, к которым можно отнести мультимодальные тексты. В исследовании выдвинута и экспериментально доказана гипотеза, что применение мультимодальных краеведческих текстов в преподавании иностранных языков способствует формированию навыков экстенсивного чтения на иностранных языках и опосредованно – формированию национального самосознания, укреплению исторической памяти, популяризации культуры, духовных традиций и исторического опыта народов Республики Татарстан. Построенный на этой методологии педагогический эксперимент позволил проверить гипотезу и валидность полученных результатов. Таким образом, педагогический эксперимент стал ведущим научным методом в исследовании; кроме того, были применены контент-анализ и систематизация научно-методических теоретических источников по заданной тематике.
Об авторах
И. Э. ЯрмакеевРоссия
Ярмакеев Искандер Энгелевич, доктор педагогических наук, профессор,
420008, Казань, Кремлевская, 18
А. Р. Абдрафикова
Россия
Абдрафикова Альбина Ринатовна, кандидат педагогических наук, доцент,
420008, Казань, Кремлевская, 18
Т. С. Пименова
Россия
Пименова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель,
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Сильченкова Л.С. Креолизованные тексты в практике обучения грамоте // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. науч. ст. / отв. и науч. ред. Б.Я Шарифуллин. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2017. №8(17). С.291-297.
2. Аргунеев Э. П. Особенность креолизованных текстов в учебной литературе // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков: Материалы III Международной научно-методической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 100-летнему юбилею Донецкого национального технического университета. Донецк: Донецкий национальный технический университет. 2020. С. 155–160.
3. Филимонюк Л. А., Удод Д. А. Креолизованный текст в учебном пособии как фактор развития социокультурной компетенции обучающегося // Теория и практика образования в современном мире: Материалы III Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 20-23 мая 2013 г. Санкт-Петербург: Реноме, 2013. С. 27–30.
4. Бахтиозина М. Г. Мультимодальный текст как средство обучения английскому языку деловой коммуникации // Сборник научных и учебнометодических трудов: сб. ст. / под общ. ред. С. Г. ТерМинасовой, М. Г. Бахтиозиной. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2019. № 16. С. 23–33.
5. Трубина З. И. Лингводидактический потенциал креолизованных текстов // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2019. № 3 (22). С. 163–174.
6. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74–98.
7. Галкина С. Ф., Филатова В. И., Юсяев А. С. Поликодовые и полимодальные тексты в профессионально ориентированном обучении РКИ // Мир русского слова. 2021. № 3. С. 103–112.
8. Калинина М. Г., Кудряшова С. В. Мультимодальное представление видеоконтента на занятиях по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 94–102.
9. Сибгатуллина А. А. Использование мультимодальных текстов при подготовке учителя иностранного языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 7 (1). С. 137–143.
10. Ярмакеев И. Э., Пименова Т. С., Абдрафикова А. Р., Хусаинов Р. Р. Обучение экстенсивному чтению краеведческих текстов на иностранных языках в условиях цифрового образования / И. Э. Ярмакеев, Т. С. Пименова, А. Р. Абдрафикова, Р. Р. Хусаинов / Под ред. М. Б. Чарыева // Инновационные методы и технологии обучения иностранным языкам: материалы междунар. науч.-практической конф. (г. Ашхабад, 5–6 декабря 2024 г.). Ашхабад: Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета Азади, 2024. С. 147–149.
11. Rorlikh A. A. The Volga Tatars: A Profile in National Resilience. Stanford University: Hoover Press, 1986. 288 с.
12. Ярмакеев И. Э., Пименова Т. С., Ворошнина К. С. Национально-региональный компонент в методике обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Казань: К(П)ФУ, 2021. 148 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ярмакеев И.Э., Абдрафикова А.Р., Пименова Т.С. Формирование навыка экстенсивного чтения краеведческих текстов на иностранных языках в цифровой образовательной среде. Филология и культура. Philology and Culture. 2025;(3):252-259. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-252-259
For citation:
Yarmakeev I.E., Abdrafikova A.R., Pimenova T.S. Developing skills of extensive reading of local history texts in foreign languages in a digital educational environment. Philology and Culture. 2025;(3):252-259. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2025-81-3-252-259
















