Лингвокультурологические особенности номинации отрицательных женских образов в былинах
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-66-70
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению отрицательных былинных женских образов как части системы представлений о женщине в русской языковой картине мира, которые ввиду недостаточной изученности являются во многом стереотипизированными.
Цель настоящей работы – выявить особенности языковой репрезентации отрицательных былинных героинь, отражающие культурно-бытовые реалии Древней Руси.
Материалом для исследования стали тексты, в которых главными персонажами являются отрицательные героини: былины о старших богатырях («Добрыня и Змей», «Добрыня и Маринка»), былина об эпических состязаниях («Глеб Володьевич и Маринка Кайдаловна») и былины эпического сватовства («Дунай Иванович», «Михайло Потык»). Обращение к данным произведениям позволило нам выделить наиболее значимые элементы характеристики женщины IX–XIII веков: внешность, род деятельности, отношение к противоположному полу, духовно-моральные качества. Лингвокультурологический анализ представленных в былинах номинаций женских персонажей показал, что отрицательные героини противопоставляются простому народу и укоренившимся в древнерусском обществе нормам: они являются представительницами высшего сословия и живут обособленно, им свойственны хитрость и коварство, а также способность к колдовству. Подчеркнутая безнравственность женщин, их отступление от общепринятых норм не просто осуждаются, но и являются примером недопустимого поведения. При этом на основе образов отрицательных героинь создается предпочтительная модель поведения женщины в древнерусском обществе.
Ключевые слова
Об авторе
А. КарасеваРоссия
Анастасия Игоревна Карасева, аспирант
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Ерофеева И. В. Лингвокультурологический подход к исследованию древнерусского текста // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2012. Том 154. Книга 5. С. 17–22.
2. Былины : сборник // вступ. ст., сост., подгот. текстов и примеч. Б. Н. Путилова. Л.: Советский писатель, 1986. 552 с.
3. Шеппинг Д. О. Мифы славянского язычества. М.: ТЕРРА, 1997. 240 с.
4. Мифологический словарь // гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
5. Ткачев А. В. Боги и демоны «Слова о полку Игореве». М.: Жизнь и мысль, 2002. Т. 1. 496 с.
6. Этимологический словарь русского языка. URL: https://lexicography.online/etymology/vasmer/ (дата обращения: 09. 03. 2023).
7. Словарь диалектных, устаревших и малоупотребительных слов. URL: http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bpu/bpu-537-.htm (дата обращения:12. 03. 2023).
8. Словарь русского языка. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 10. 03. 2023).
9. Толковый словарь русского языка. URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (дата обращения: 10. 03. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Карасева А. Лингвокультурологические особенности номинации отрицательных женских образов в былинах. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):66-70. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-66-70
For citation:
Karaseva A. Linguistic and cultural features of nominating negative female images in epics. Philology and Culture. 2023;(2):66-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-66-70