Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Развитие ключевых компетенций при обучении иностранному языку посредством учебного блога

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-225-231

Аннотация

   В современной методологии иноязычного образования уделяется большое внимание языковой и коммуникативной компетенциям как показателям уровня владения иностранным языком.

   Цель данного исследования – рассмотреть возможности формирования и развития ключевых компетенций с использованием такого инструмента Web 2.0, как учебный блог, в процессе обучения иностранному языку студентов языкового вуза.

   В статье рассматриваются вопросы развития у студентов необходимых ключевых компетенций, таких как лингвистическая, компенсаторная, прагматическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная и учебно-познавательная, с целью выявления цифровых методов овладения студентами языковой и коммуникативной компетенциями. Авторы исследования обращают внимание на возможности такого средства обучения, как учебный блог, поскольку он удобен в организации учебной деятельности студентов и их самостоятельной работы с учетом традиционного и смешанного формата обучения, а также считается эффективным средством в иноязычной подготовке студентов, способствующим лучшему усвоению структурных, социальных, прагматических и контекстных особенностей и норм иностранного языка. Полученные результаты исследования показали, что методический потенциал использования блог-технологии в обучении иностранному языку способствует формированию всех ключевых компетенций у студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

Е. Литвиненко
Казанский федеральный университет
Россия

Елена Владимировна Литвиненко, старший преподаватель

420008

Кремлевская, 18

Казань



Д. Шакирова
Казанский федеральный университет
Россия

Диляра Шамилевна Шакирова, кандидат филологических наук, доцент

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Вятютнев М. Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. 1986. №. 5. С. 54–60.

2. Сафонова В. В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2–13.

3. Чумак К. Ю. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников при работе над проблемным почерком : автореф. дис. … канд. пед. наук: Ярославль, 2012. 22 с..

4. Шуман Е. В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в школе. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/101/(дата обращения: 17.07.2022)

5. Johnson D. Teaching with authors’ blogs: Connections, collaboration, creativity // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2010. № 3(54). Pp. 172–180.

6. Hill J. Collocational competence // Readings in Methodology. 1999. 162 p.

7. Long M. Second language acquisition and task-based language teaching // John Wiley & Sons, 2014. 439 p.

8. Исаева Т. Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. С. 111–117.

9. Кащук С. М. Теоретико-прагматические основы модели формирования учителя французского языка с использованием мультимедиатехнологий : монография. М.: КДУ, 2011. 228 с.

10. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.

11. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования : монография. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

12. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blog-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 17. 07. 2022).

13. Шишковская Ю. В. Использование преподавательского блога в обучении студентов иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3. С. 210–212.

14. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.

15. Милованова Л. А., Давыденко В. В. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля // Известия ВГПУ. 2015. № 5 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatornaya-kompetentsiya-kak-komponent-soderzhaniya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-usloviyah-estestvennonauchnogo-profilya (дата обращения: 15. 07. 2022).

16. Paltridge B. Discourse analysis: An introduction. London: Continuum, 2006. 244 p.

17. Taguchi N. Pragmatic Competence. Berlin, New York: De Gruyter Mouton, 2009. 364 p. doi: 10.1515/9783110218558 (дата обращения: 15. 07. 2022).

18. Moffat A. D. Second Language Use Online and its Integration in Formal Language Learning: From Chatroom to Classroom. Channel View Publications, 2022. 464 p.

19. Bialystok E. The role of conscious strategies in second language proficiency // The Modern Language Journal. 1981. № 1(65). Pp. 24-35.

20. Синица Ю. А. Формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению студентов неязыковых вузов: (в контексте национальной культуры Франции) : дис. … канд. пед. наук: Москва, 2000. 337 с.

21. Бим И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. М.: Титул, 2010. 464 с.

22. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 30–35.

23. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2009. 336 с.

24. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.

25. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2011. № 9. С. 136–143.

26. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М: АСТ, 2006. 746 c.

27. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 c.

28. Гусева О. И., Токарева Л. В. Формирование учебно-познавательной составляющей иноязычной коммуникативной компетентности // Преподаватель высшей школы в 21 веке : Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции, 2011. С. 85–93.


Рецензия

Для цитирования:


Литвиненко Е., Шакирова Д. Развитие ключевых компетенций при обучении иностранному языку посредством учебного блога. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(3):225-231. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-225-231

For citation:


Litvinenko E., Shakirova D. Development of key competencies using the study blog: Foreign language teaching. Philology and Culture. 2022;(3):225-231. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-225-231

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)