Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Языковая компетенция в якутском языке как фактор чтения книги на родном языке среди школьников

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-41-46

Аннотация

   В статье рассматривается проблема двуязычия и языковой компетенции народа саха в современных условиях глобализации, раскрывается роль знания языка и чтения в сохранении якутского языка. Приведены результаты социолингвистического исследования чтения среди детей Республики Саха (Якутия), проведенного Центром детского чтения Национальной библиотеки РС (Я) совместно с Научно-исследовательским институтом чтения НБ РС (Я). В опросе приняло участие 2567 детей и подростков из 20 районов Республики Саха (Якутия). Участвовали школьники с 1 по 11 классы из более 100 населенных пунктов Якутии. По итогам исследования анализируются знание якутского языка, понимание читаемого текста, причины снижения количества читателей, мотивы чтения в зависимости от пола, национальности и возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что проблема снижения мотивации к чтению на родном языке среди детей и подростков стоит очень остро. Основной причиной снижения интереса к чтению выступает трудность самого процесса чтения, связанная с незнанием родного языка. Автором разрабатываются стратегия исследования и поиск пути решения данной проблемы. Делается вывод, что крайне важно принять своевременные меры по сохранению национальных языков как неотъемлемой части многонациональной российской культуры. Учитывая указанные факты, необходимо провести комплексные исследования на предмет восприятия читаемого текста, знания основ психолингвистических, лингвокультурологических особенностей языка, искать механизмы извлечения основной информации, понимания лексического фона слов.

Об авторе

А. Кузьмина
ГКУ “ Национальная библиотека РС(Я)”
Россия

Ангелина Афанасьевна Кузьмина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

677000

пр. Ленина, 40

Якутск



Список литературы

1. Никифорова П. Г. Двуязычие и проблема языковой компетентности народа саха в современных условиях // Вестник ЯГУ, 2008. Т. 5. № 4. С. 106–111.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: https://sakha.gks.ru/folder/39644 (дата обращения: 19. 11. 2021).

3. Неустроева А. Б. Современное состояние и тенденции развития детского чтения в Республике Саха (Якутия) / А. Б. Неустроева, О. И. Афанасьева // Читатель, пользователь, клиент: новые модели библиотечного обслуживания : сборник статей / Российская национальная библиотека; составители: Л. В. Глухова, А. Г. Макарова, А. С. Степанова, В. В. Ялышева. Санкт-Петербург: Издательство РНБ, 2021. С. 116-127. URL: http://nlr.ru/publ/ann1.php?id=397 (дата обращения: 18. 11. 2021)

4. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология, 2005. Вып. 1. С. 66–74.

5. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 10. 11. 2021).

6. Кутейникова Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова, С. П. Оробий. М.: Просвещение, 2016. С. 6–7.

7. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год. URL: https://departamentar.ucoz.ru/sov/publichnyj_otchet_2021-1.pdf (дата обращения: 03. 03. 2022)

8. ФГОС: Төрөөбүт тылы үөрэтии // газета “Кыым”, № 5, 2022 г.

9. Правительство Республики Саха (Якутия): постановление от 30 июня 2005 г. № 373 об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования. URL: https://docs.cntd.ru/document/445038633?ysclid=ln2x38j8z705361543 (дата обращения: 12. 02. 2022)

10. Филиппова Т. А. «Попрыгунчики» разучились думать. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Furok.1sept.ru%2Farticles%2F699434%2Fpril1.docx%3Fysclid%3Dln2x56ey1w262619049&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 15. 10. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Кузьмина А. Языковая компетенция в якутском языке как фактор чтения книги на родном языке среди школьников. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):41-46. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-41-46

For citation:


Kuzmina A. Language competence in the Yakut language: Schoolchildren reading a book in the native language. Philology and Culture. 2022;(2):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-41-46

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)