«Автобус милосердия» Анны Старобинец: традиция литературного нуара в современной отечественной малой прозе
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-116-125
Аннотация
Статья продолжает цикл научных материалов, посвященных осмыслению традиции отечественного литературного нуара. Автор, исследуя феноменологию русского нуара, рассматривает разные грани жанрово-стилевой тенденции, которая активно декларируется современными писателями и издателями массовой литературы и вызывает интерес читателя именно жанромаркирующими заглавиями, неизменно включающими составную часть «нуар». Попытки постичь природу и истоки пестрой и противоречивой жанрово-стилевой тенденции внутри отечественного литературного процесса подталкивают к необходимости последовательно описывать репрезентативные художественные образцы, которые позволили бы создать типологическую карту этого явления. В статье предлагаются научные подходы, продуктивные для исследования природы пограничного явления, созданного на стыке литературных, жанровых, национальных традиций. Предметом научного интереса в данном частном исследовании является один из первых образцов отечественного нуара – рассказ Анны Старобинец «Автобус милосердия» (2010). Подробный поуровневый анализ образца малой прозы, созданного в явной ориентации на контекст нуара как особой традиции, который опирается на апробированный ранее исследовательский подход, позволяет постичь природу жанрово-стилевой модели, опирающейся, в свою очередь, на
кинематографические приемы в прозе. При этом акцент ставится на традиционные для рассказа носители жанра: сюжетную организацию, хронотоп, особенности создания образа героя, специфический ассоциативный фон. Значимой для понимания индивидуального авторского стиля, позволяющего акцентировать сущностные детали, является и ритмико-интонационная организация произведения. Комплексный анализ рассказа А. Старобинец позволяет проследить воплощения нуара в современной русской литературе.
Об авторе
Е. ПономареваРоссия
Елена Владимировна Пономарева, доктор филологических наук, профессор
105318
Семеновская пл., 4
Москва
Список литературы
1. Москва Нуар: город исковерканных утопий. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
2. Moscow Noir (2010). New York: Akashic Books. 280 p.
3. Moscow Noir (2011). Warszawa: Claroscuro. 288 p.
4. Петербург нуар. Санкт-Петербург: Азбука, 2013. 317 с.
5. Молчанов А. Газетчик. М.: Эксмо, 2018. 224 с.
6. Молчанов А. Писатель. М.: Эксмо, 2018. 320 с.
7. Молчанов А. Сценарист. М.: Эксмо, 2018. 320 с.
8. Артюх А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра. URL: http://www.kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18 (дата обращения: 12. 10. 2021).
9. Орозбаев К. Н. Художественные особенности стиля нуар: на материале американского кинематографа 1940–1950-х гг. : автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2019. 35 с.
10. Смит Иэн Хейдн. Главное в истории кино: фильмы, жанры, приемы, направления / Йен Хейдн Смит (пер. с англ. М. Захарова). М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 224 с.
11. Borde R. A Panorama of American Film Noir (1941–1953) / R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. City Lights Publishers, 2002. 242 р.
12. Ebert R. A guide to film noir genre, 1995. URL: http://www.rogerebert.com/rogers-journal/a-guide-to-film-noir-genre (дата обращения: 28. 10. 2021).
13. Crowther, Bruce. Film Noir: Reflections in a Dark Mirror. New York: Continuum, 1989. 192 p.
14. Жариков В. И. Гангстерский детектив. URL: http://lib.ru/DETEKTIWY/HEMMET/gangster.txt (дата обращения: 14. 11. 2016).
15. Mayer Geoff. Encyclopedia of Film Noir. Westport, Conn: Greenwood Press, 2007. 477 p.
16. Meuel D. The noir western: darkness on the range, 1943–1962. Jefferson, North Garolina: McFarland,cop., 2015. 216 p.
17. Карцева Е. Легенды и Реалии. История американского уголовного фильма. М.: Материк, 2004. 248 с.
18. Попов К. Max Payne: эволюция нуара // Kanobu. URL: http://kanobu.ru/articles/max-payne-evolyutsiya-nuara-366710/ (дата обращения: 14. 10. 2021).
19. Dickos Andrew. Street with No Name: A History of the Classic American Film Noir. Lexington: University Press of Kentucky, 2002. 307 p.
20. Hare William. Early Film Noir: Greed, Lust and Murder Hollywood Style. Jefferson, N. C: MsFarland, 2003. 221 p.
21. Bronte E. Night passages: philosophy, literature, and film. New York: Colambia university press, cop., 2013. Р. 186.
22. Flory Dan. Philosophy, Black Film, Film Noir. University Park, Pa: Pennsylvania State University Press, 2008. 248 p.
23. Cristopher Nicolas. Somewhere in the Night: Film Noir and the American City. New York: Free Press, 1997. 304 p.
24. Hannsberry Karen Burroughs. Femme Noir: Bad Girls of Film. Jefferson N. C: MsFarland, 1998, 643 p.
25. Hanson Helen. Hollywood Heroines: Women in Film Noir and the Female Gothic Film. London: I. V. Tauris, 2007, 251 p.
26. Васильченко А. В. Пули, кровь и блондинки. История нуара. Москва: Пятый Рим, 2018. 352 с.
27. Старобинец А. Автобус милосердия // Москва Нуар: город исковерканных утопий. М.: Эксмо, 2010. С. 15–59.
28. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Время и бытие : статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 312–316.
29. Доктроу Эдгар Л. Билли Батгейт (пер. с англ. Ю. Здоровова). СПб.: Домино; М.: Эксмо, 2010. 509 с.
Рецензия
Для цитирования:
Пономарева Е. «Автобус милосердия» Анны Старобинец: традиция литературного нуара в современной отечественной малой прозе. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):116-125. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-116-125
For citation:
Ponomareva E. Anna Starobinets’ “Mercy Bus”: The tradition of literary noir in modern Russian short stories. Philology and Culture. 2022;(2):116-125. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-116-125