Принципы циклизации детских книг Наки Исанбета
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-142-148
Аннотация
Цель исследования – изучение проблемы циклизации произведения Н. Исанбета для детей.
Материалом исследования послужили три детские книги писателя: «Зайчонок», «Что от чего», «Сказка про храброго кота». В работе использовались описательный и сравнительно-сопоставительный методы.
Актуальность исследования состоит в том, что вклад Наки Исанбета в детскую литературу до сих пор остается неизученным.
Доказано, что через циклизацию писатель стремился выразить свою художественную позицию, а также направить зрительское восприятие в нужное для автора русло. Все произведения циклов отличает единство лирической интонации. Выявлен познавательный и воспитательный потенциал детских книг Н. Исанбета. Писатель ратовал за обновление жанров в татарской детской литературе. Н. Исанбет придерживался принципа народности в литературе.
Об авторе
М. ХабутдиноваРоссия
Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Кукушкин Р. Ф. Канатлы җыр. Казан: Татар. кит. нәшр., 1984. 184 б.
2. Балалар фольклоры. Мәктәп китапханәсе сериясе. Т. ХLVII. / төз. һәм кереш мәкалә авторы Л. И. Мингазова. Казан: Хәтер, 2009.
3. Абдулхакова А. Р. Татарская детская книга 1917–1991 гг.: эволюция и тенденции развития : автореф. дис. ... докт. истор. наук. Казань, 2010. 45 с.
4. Минһаҗева Л. И. ХХ гасыр татар балалaр әдәбияты: үзенчәлекләре һәм үсеш тенденцияләре. Казань: изд. Хэтер, 2011. 312 б.
5. Mingazova L., Sulteev R. Tatar and English Children’s Folklore Education in Folk Traditions // Western Folklore 73.4 (Fall 2014), Р. 410–431.
6. «Ни өчен ни булган яки утыз ялган»: Н. Исәнбәт әсәре // Совет әдәбияты. 1957. № 2. 121–122 б.
7. Мөхәммәтшин Х. Әкият һәм бала: «Ни өчен ни булган яки утыз ялган» әкиятләре турында // Кызыл Таң. 1957. 22 март.
8. Вәлидова М., Гумерова И. «Куян маҗаралары» // Совет Татарстаны. 1958. 19 дек.
9. Урманчеев Ф. «Балалар дөньясы» // Социалистик Татарстан. 1970. 26 дек.
10. Урманчеев Ф. «Нәниләр шатлана» // Кызыл таң. 1968. 8 февр.
11. Рецензия: Н. Исәнбәт. Балалар дөньясы. Татарстан китап нәшрияты. 1970 ел // Казан утлары. 1971. № 5.167 б.
12. Бакиров М. Балалар фольклоры: рецензия // Казан утлары. 1985. № 3. 179–182 б.
13. Гайнетдинов Х. Имештә үскән җимеш // Ялкын. 1985. № 4. 26–27 б.
14. Фоменко И. В. Поэтика лирического цикла : автореф. дис. ... докт. филол. наук. М., 1990. 31 с.
15. Дарвин М. Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы : автореф. дис. ... докт. филол. наук. Екатеринбург, 1996. 43 c.
16. Ляпина Л. Литературная циклизация: (К истории изучения) // Русская литература. 1998. № 1. С. 170–177.
17. Исәнбәт Н. Бәләкәй техникләр: (балалар өчен шигырьләр) / худож. Д. Красильников. Казан: «Яңалиф» җәмг., 1928. 36 б.
18. Исәнбәт Н. Куянкай: шигырьләр, мәсәлләр, уеннар, табышмаклар һәм мәкальләр / худож. И. К. Колмогорцева. Казан: Таткнигоиздат, 1956. 30 б.
19. Исәнбәт Н. Ни өчен ни булган яки Утыз ялган: әкиятләр / К. Гобәйдуллин рәс. Казан: Таткнигоиздат, 1956. 104 б.
20. Исәнбәт Н. Бәрәзә песие Мыраубай батыр маҗаралары һәм башкалар / худож. Т. Хаҗиәхмәтов. Казан: Татар. кит. нәшр., 1974. 207 б.
21. Яновская Э. Сказка как фактор классового воспитания. Харьков, 1923. С. 19–23
22. Крупская Н. Об учебнике и детской книге для I ступени // На путях к новой школе. 1926. № 7–8. С. 3–13;
23. Крупская Н. Задачи антирелигиозной пропаганды // Коммунистическое просвещение. 1922. № 2. С. 28–30
24. Об оценке детской книжки // На путях к новой школе. 1927. № 1. С. 30–33.
25. Соколов Ю. М. Жизнь или смерть сказке? // Читатель и писатель. 1928. № 18. С. 3–4
26. Маслинская С. Корней Чуковский (1882–1969) // Детское чтение. 2012. № 2. С. 58–75.
27. Крупская Н. К. О «Крокодиле» Чуковского // Правда. 1928. 1 февраля.
28. Горький А. М. Письмо в редакцию // Правда. 1928. 25 февраля.
29. Фольклор бите: Н. Исәнбәтнең «Балалар фольклоры» дигән мәкаләсе белән // Яшь ленинчы. 1939. 29 май (№ 40). (Ә. Бикчәнтаева, Н. Арсланов берлектә).
30. Табышмаклар: 1468 табышмак һәм аларның җаваплары / җыючысы һәм төзүчесе Н. Исәнбәт. Казан: Татгосиздат, 1941. 196 б.
31. Татар халкының балалар фольклоры / җыючысы һәм төзүчесе Н. Исәнбәт. Казан: Татгосиздат, 1941. 188 б.
32. Батулла Р. Беседы с Наки Исанбетом // Звезда Поволжья. 2020. № 1. 8–15 января. С. 1–2; № 2. 16–22 января. С. 1–2; № 3 (969). 23–29 января. С. 1–2; № 4 (970). 30 января. С. 1–2; 5 февраля. С. 1–2; № 5 (971). 6–12 февраля. С. 1–2; № 6. 7–13 февраля. С. 1–2; № 7. 20–26 февраля. С. 1–2; № 8. 27 февраля – 4 марта. С. 1–2; № 9. 5–11 марта. С. 1–2; № 10. 12–18 марта. С. 2.
33. Чуковский К. Бибигон. М.: Детгиз., 1956. 48 с.
34. Крушинский С. Серьезные недостатки детских журналов // Правда. 1946. 29 августа.
35. Балалар фольклоры / төз. Н. Исәнбәт. Казан: Тат. кит.нәшр., 1984. 488 б.
36. Риваятьләр һәм легендалар. Казан: Тат. кит. нәшр., 1987. 368 с.
37. Балалар календаре: 1960 / Н. Исәнбәт каләме белән язылды; худож. П. Н. Григорьев. Казан: Татар. кит. нәшр., 1959. 24 б.
38. Исәнбәт Н. Язучыдан // Н. Исәнбәтнең шәхси архивы. Кулъязма. Машинкада басылган. 4 б.
Рецензия
Для цитирования:
Хабутдинова М. Принципы циклизации детских книг Наки Исанбета. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):142-148. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-142-148
For citation:
Khabutdinova M. Cyclization principles of Naki Isanbet’s children’s books. Philology and Culture. 2022;(2):142-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-142-148