Методологические основы построения учебной литературы по марийскому языку как государственному
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-149-154
Аннотация
В статье рассматривается проблема разработки учебников по марийскому языку как государственному. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования внес изменения в подходы и принципы построения учебной литературы по всем школьным предметам, в том числе по марийскому языку как государственному. Это связано с тем, что методологическую основу стандарта составляет системно-деятельностный подход. Теория и практика развития методической науки в Республике Марий Эл говорят о поиске учеными и практиками наиболее эффективных подходов в обучении марийскому языку как государственному. Грамматико-переводной метод, используемый учителями в начальный период введения предмета в Базисный учебный план, не давал положительных результатов. Коммуникативный (Е. И. Пассов), деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), коммуникативно-деятельностный (Соболева Е. А. и др.) подходы помогают формировать у обучающихся мотивацию к изучению языка, развивать у них познавательную активность, организовать собственную деятельность. Но в контексте требований Стандарта основной упор при разработке учебной литературы делается на коммуникативно-деятельностный подход. Учебники, созданные на принципах данного подхода, способствуют формированию ключевой компетенции обучающихся – «научить учиться».
Об авторах
О. ВасенинаРоссия
Оксана Николаевна Васенина, учитель марийского языка
42491
Молодежная, 11
Семёновка
Йошкар-Ола
В. Константинова
Россия
Валентина Васильевна Константинова, кандидат педагогических наук, доцент
424000
пл. Ленина, 1
Йошкар-Ола
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года). URL: http://www.koin-nkz.ru/media/uploads/material_files/%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8E/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/02_%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81_%D0%BE%D0%BE%D0%BE_%D1%81_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_31.12.2016_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf (дата обращения: 05. 03. 2022).
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов второго поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.
3. Современная учебная книга: подготовка и издание / Под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. М.: МГУП, 2004. 224 с.
4. Максимов А. Ф. Марийский язык: Практикум : учебник для 5 класса. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993. 200 с.
5. Учаев З. В. Марийский язык. Учебник для 7 класса. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1997. 187 с.
6. Константинова В. В., Крылова Г. С. и др. Примерная программа по марийскому (государственному) языку : I-XI класс. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011. 112 с.
7. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению : Пособие для учителя иностр. яз. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
9. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–45.
10. Эльконин Д. Б. Действие как единица развития // Вопросы психологии. 2004, 31. С.35–49
11. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 240 с.
12. Скаткин М. Н. Проблема учебника в советской дидактике // Справочные материалы для создателей учебной книги / Сост. В. Г. Бейлинсон. М.: Просвещение, 1991. 267 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васенина О., Константинова В. Методологические основы построения учебной литературы по марийскому языку как государственному. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):149-154. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-149-154
For citation:
Vasenina O., Konstantinova V. Methodological foundations for constructing educational literature on Mari as the state language. Philology and Culture. 2022;(2):149-154. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-149-154