Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Диалог культур как методический принцип при лингвокультурологическом обучении русскому языку китайских студентов

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-162-167

Аннотация

   Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку исходит из необходимости формирования лингвокультурологической компетенции, подразумевающей наличие такого важного компонента диалога культур, как понимание говорящим / слушающим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Базовые концепты культуры при этом выступают связующим звеном культуры и языка и наглядно представляют в работе с художественными фильмами одновременно и языковую, и культурную информацию в гармоничном единстве. На примере фильма А. Звягинцева «Нелюбовь» в статье дается описание основных различий в понимании такого важного социального концепта, как «семья», и намечается подход к преодолению сложностей, возникающих у китайских студентов при его осмыслении. В современной российской действительности дети имеют неодинаковое значение для разных семей, в то время как для традиционного состояния китайской культуры дети продолжают быть главным и объединяющим центром семейных отношений. Представляется, что междисциплинарный статус лингвокультурологии при изучении русского языка на примере современного художественного фильма даёт возможность выстроить культурный диалог между ценностями Востока и Запада и позволяет китайским студентам глубже освоить культурные коннотации содержания фильма.

Об авторах

И. Лысакова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Ирина Павловна Лысакова, доктор филологических наук, профессор

199053

Васильевский остров,1-я линия, 52

Санкт-Петербург



Ли Боюй
Китайский нефтяной университет
Китай

Ли Боюй, преподаватель

834000

Аньдин, 355

Карамай



Список литературы

1. Пассов Е. И. Технология диалога культур в иноязычном образовании // Липецк: Методическая школа Пассова , 2005. 40 с.

2. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат,1990. 413 с.

3. Методика обучения русскому языку как иностранному : учебное пособие для вузов / под ред. проф. И. П. Лысаковой. М.: Русский язык. Курсы. 2019. 320 с.

4. Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава : Доклады и сообщения российских учёных. Москва: Русский мир. 1999. С. 216–231, 440–449.

5. Лысакова И. П. Теоретические основы современной методики преподавания РКИ // Вестник МАПРЯЛ.1999. № 27. С. 29–33.

6. Леонтьев А. А. Предмет лингводидактики глазами филолога и методиста // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. Варшава: Институт русистики (Варшавский университет), 2004. С. 13–18.

7. Малахов И. «Андрей Звягинцев: о киносмыслах и ,,Нелюбви “» // Интервью с режиссером фильма «Нелюбовь», взятое для «Вестника Торонто». URL: https://www.youtube.com/watch?v=Uu6OFnX5zNY (дата обращения: 16. 02. 2018).

8. Долин А. «Нелюбовь»: фильм о пустоте. URL: https://meduza.io/feature/2017/05/18/nelyubov-film-o-pustote (дата обращения:18. 05. 2017).

9. Россия: предварительные демографические итоги 2018 года (часть I). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0801/barom01.php#:~:text=%D0%97%D0%B0%202018%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5. (дата обращения: 08. 01. 2019).

10. Статистический отчет Министерства гражданских дел (КНР). URL: https://www.mca.gov.cn/ (дата обращения: 25. 08. 2019).

11. Гэ Чэньхун. Китайская традиционная семейная культура и ее современное значение // Чжэн Гун Янь Цзю Дун Тай. 2009. № Z1. С. 9–10.

12. Ван Юнсян. Семейное воспитание в контексте Конфуцианства : дис. ... канд юрид. наук: Ланьчжоу, 2017. 386 с.

13. Рухленко Н. Н. Семья // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Т.4. Волгоград: Парадигма. С. 28–39.


Рецензия

Для цитирования:


Лысакова И., Боюй Л. Диалог культур как методический принцип при лингвокультурологическом обучении русскому языку китайских студентов. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):162-167. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-162-167

For citation:


Lysakova I., Boiui L. Dialogue among cultures as a method of the linguoculturological approach to teaching Russian to Chinese students. Philology and Culture. 2022;(2):162-167. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-162-167

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)