Диалог культур как методический принцип при лингвокультурологическом обучении русскому языку китайских студентов
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-162-167
Аннотация
Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку исходит из необходимости формирования лингвокультурологической компетенции, подразумевающей наличие такого важного компонента диалога культур, как понимание говорящим / слушающим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Базовые концепты культуры при этом выступают связующим звеном культуры и языка и наглядно представляют в работе с художественными фильмами одновременно и языковую, и культурную информацию в гармоничном единстве. На примере фильма А. Звягинцева «Нелюбовь» в статье дается описание основных различий в понимании такого важного социального концепта, как «семья», и намечается подход к преодолению сложностей, возникающих у китайских студентов при его осмыслении. В современной российской действительности дети имеют неодинаковое значение для разных семей, в то время как для традиционного состояния китайской культуры дети продолжают быть главным и объединяющим центром семейных отношений. Представляется, что междисциплинарный статус лингвокультурологии при изучении русского языка на примере современного художественного фильма даёт возможность выстроить культурный диалог между ценностями Востока и Запада и позволяет китайским студентам глубже освоить культурные коннотации содержания фильма.
Об авторах
И. ЛысаковаРоссия
Ирина Павловна Лысакова, доктор филологических наук, профессор
199053
Васильевский остров,1-я линия, 52
Санкт-Петербург
Ли Боюй
Китай
Ли Боюй, преподаватель
834000
Аньдин, 355
Карамай
Список литературы
1. Пассов Е. И. Технология диалога культур в иноязычном образовании // Липецк: Методическая школа Пассова , 2005. 40 с.
2. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат,1990. 413 с.
3. Методика обучения русскому языку как иностранному : учебное пособие для вузов / под ред. проф. И. П. Лысаковой. М.: Русский язык. Курсы. 2019. 320 с.
4. Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава : Доклады и сообщения российских учёных. Москва: Русский мир. 1999. С. 216–231, 440–449.
5. Лысакова И. П. Теоретические основы современной методики преподавания РКИ // Вестник МАПРЯЛ.1999. № 27. С. 29–33.
6. Леонтьев А. А. Предмет лингводидактики глазами филолога и методиста // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. Варшава: Институт русистики (Варшавский университет), 2004. С. 13–18.
7. Малахов И. «Андрей Звягинцев: о киносмыслах и ,,Нелюбви “» // Интервью с режиссером фильма «Нелюбовь», взятое для «Вестника Торонто». URL: https://www.youtube.com/watch?v=Uu6OFnX5zNY (дата обращения: 16. 02. 2018).
8. Долин А. «Нелюбовь»: фильм о пустоте. URL: https://meduza.io/feature/2017/05/18/nelyubov-film-o-pustote (дата обращения:18. 05. 2017).
9. Россия: предварительные демографические итоги 2018 года (часть I). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0801/barom01.php#:~:text=%D0%97%D0%B0%202018%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5. (дата обращения: 08. 01. 2019).
10. Статистический отчет Министерства гражданских дел (КНР). URL: https://www.mca.gov.cn/ (дата обращения: 25. 08. 2019).
11. Гэ Чэньхун. Китайская традиционная семейная культура и ее современное значение // Чжэн Гун Янь Цзю Дун Тай. 2009. № Z1. С. 9–10.
12. Ван Юнсян. Семейное воспитание в контексте Конфуцианства : дис. ... канд юрид. наук: Ланьчжоу, 2017. 386 с.
13. Рухленко Н. Н. Семья // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Т.4. Волгоград: Парадигма. С. 28–39.
Рецензия
Для цитирования:
Лысакова И., Боюй Л. Диалог культур как методический принцип при лингвокультурологическом обучении русскому языку китайских студентов. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):162-167. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-162-167
For citation:
Lysakova I., Boiui L. Dialogue among cultures as a method of the linguoculturological approach to teaching Russian to Chinese students. Philology and Culture. 2022;(2):162-167. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-162-167