Текстоцентрический подход к формированию коммуникативной компетенции студентов-билингвов
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-168-173
Аннотация
В современной системе профессионального образования и в методике преподавания русского языка особенно актуальным является вопрос, связанный с формированием коммуникативной компетенции студентов-билингвов.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей и разработке методологии формирования коммуникативной компетенции студентов-билингвов на основе текстоцентрического подхода.
В настоящей статье автор выявляет трудности усвоения русского языка студентами-билингвами в процессе изучения вузовских дисциплин; подробно изучает текстоцентрический подход к формированию коммуникативной компетенции студентов-билингвов в процессе исследовательски-ориентированного обучения.
Научная новизна работы заключается в том, что, рассматривая текстоцентрический метод как основной лингвометодический прием, автор статьи говорит о ведущей роли текста-импульса в формировании лингвистических знаний и коммуникативной компетенции студентов-билингвов.
В работе делается вывод о том, что тексты-импульсы могут пробудить интерес у обучающихся, вызвать эмоциональный отклик. Студенты-билингвы в процессе работы над текстом осознанно выбирают нужные лексические и грамматические языковые средства, используют в речи верные конструкции и словоформы. В результате доказано, что работа с текстами-импульсами, основанная на исследовательски-ориентированном обучении, способствует лучшему освоению лингвистических знаний и направлена на развитие коммуникативной компетенции студентов-выпускников.
Об авторе
Г. НуруллинаРоссия
Гузель Миннезуфаровна Нуруллина, кандидат педагогических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. ФГОС (3++) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 03. 05. 2020)
2. Никитенко З. Н., Хамраева Е. А., Бердичевский А. Л. Методика преподавания русского языка детям-билингвам. Методическое пособие для учителей. М.: Билингва, 2019. 216 с.
3. Ибрагимов Г. И. Методология исследовательски-ориентированного обучения в системе педагогического образования // Образование и самообразование. 2019. Том 14, № 3. С. 117– 126.
4. Савенков А. И., Осипенко Л. Е. Исследовательское обучение: авторский взгляд на проблему // Педагогика. 2013. № 9. С. 41– 45
5. Nurullina G. M. Culture-Studying Approach to the Formation of the Linguistic Knowledge of the Bilingual Students // ARPHA Proceedings 3: VI International Forum on Teacher Education. Pp. 1861– 1868
6. Татаринова Н. М. Ошибки в русской речи туркменских студентов, вызванные межъязыковой интерференцией. URL: https://scholar.google.ru/scholar?hl=ru&as_sdt=0,5&cluster=6766799490331469223 (дата обращения: 04. 05. 2020)
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
8. Кузьмина Н. А. Интертекст: тема с вариациями. Феномены языка и культуры в интертекстуальной интерпретации. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2018. 272 с.
9. Нуруллина Г. М. Формирование речевой культуры студентов-нефилологов при изучении категории рода имен существительных // Филология и культура. Philology and Culture. 2019. № 2 (56). С. 280–284.
10. Пушкин А. С. 19 октября. URL: https://www.culture.ru/poems/4431. (дата обращения: 02. 05. 2020)
11. Концепция преподавания русского языка и литературы. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 04. 05. 2022)
12. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 590 с.
Рецензия
Для цитирования:
Нуруллина Г. Текстоцентрический подход к формированию коммуникативной компетенции студентов-билингвов. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):168-173. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-168-173
For citation:
Nurullina G. Text-centric approach to the development of bilingual students’ communicative competence. Philology and Culture. 2022;(2):168-173. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-168-173