Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Апелляционные заголовки стихотворений В. В. Маяковского

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-98-103

Аннотация

   В статье рассмотрена реализация апелляционных речевых актов (призывов и лозунгов) в заголовках стихов В. В. Маяковского. Отмечается, что для поэта заглавие имело большое значение, поэтому практически все его стихи имеют название. Выявлено, что почти девять процентов стихов В. В. Маяковского озаглавлены с помощью апелляционных конструкций, то есть представляют собой призывы и лозунги. Выявлены и рассмотрены структурные типы апелляционных заголовков, различных по объему – от однословных предложений до целых стихотворений-двустиший с параллельной рифмовкой. Большая часть заголовков включает императивы с семантикой эксклюзивного действия; в них лирический субъект занимает более высокое положение, является авторитетом, убеждающим читателей поступать определенным образом, в соответствии с новыми революционными и социалистическими нормами. Делается вывод о том, что апелляционные заголовки являются полноценными участниками создаваемого поэтом директивного (императивного) пространства и служат целям оказания воздействия на читателя, привлечения его к делу революции, убеждения его в необходимости следовать новым правилам советской власти, помогать молодому советскому государству. В. В. Маяковский целенаправленно и вдумчиво работал над созданием заглавий своих стихов, понимая их значимую паратекстуальную роль.

Об авторе

Хань Сяо
Казанский федеральный университет
Россия

Хань Сяо, аспирант

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Терехина В. Н. Текстология заглавий у Маяковского: инерция или традиция? // Творчество В. В. Маяковского. Вып. 4. Кн. 2. М.: Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН, 2020. С. 257–262.

2. Маяковский В. В. Большое собрание стихотворений и поэм в одном томе. М.: Эксмо, 2018. 1312 с.

3. Петрова Н. Г. Заглавия в поэтическом дискурсе футуристов: соотношение общего и индивидуального // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36). С. 257–261.

4. Андреева О. С. Интерпретация названия литературного произведения как механизм декодирования авторских смыслов (на примере произведения В. В. Маяковского «А вы могли бы?») // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни : Мат. Всерос. психол. конф. М.: Кредо, 2014. С. 220–221.

5. Серль Дж. Р. Классификация речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 170–194.

6. Формановская Н. И. Прагматика побуждения и логика языка // Русский язык за рубежом. 1994. № 5–6. С. 34–40.

7. Крылова М. Н. Средства выражения императивной семантики в русском языке (функционально-семантическое поле императивности) // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2022. Т. 8. № 4. С. 54–64.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

9. Ларченкова Е. В. Обращение и призыв как речевые акты (на материале французского языка) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (100). С. 125–130.

10. Петрова Е. Б. Каталогизация побудительных речевых актов в лингвистической прагматике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 124–133.

11. Филатова Е. А. Побудительные высказывания как речевые акты в современном русском языке : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1997. 19 с.

12. Костарев Е. С. Предвыборная листовка и лозунг как жанры политического дискурса // Мова. 2012. № 18. С. 215–218.

13. Ваганова П. А. Призывы-лозунги и призывы-апелляции в творчестве В. Маяковского // Молодежь. Наука. Общество – 2021 : Сб. работ Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. за выпуск С. Х. Петерайтис. Тольятти: ТГУ, 2023. С. 446–450.

14. Страшкова О. К., Рябиничева Д. В. Модальность высказывания в послереволюционной лирике Маяковского: к вопросу о коммуникативных стратегиях русского авангарда // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере : Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: ПГТУ, 2017. С. 402–414.

15. Козленков В. А. К художественно-пропагандистским стратегиям В. В. Маяковского: поэтика лозунга и агитационного плаката // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 6. С. 133–139.


Рецензия

Для цитирования:


Сяо Х. Апелляционные заголовки стихотворений В. В. Маяковского. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):98-103. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-98-103

For citation:


Xiao H. Appeal headings of V. Mayakovsky’s poems. Philology and Culture. 2023;(2):98-103. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-98-103

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)