Развитие коммуникативных навыков при обучении русскому языку как иностранному (на материале биографии Л. Н. Толстого)
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-187-193
Аннотация
В статье представлена авторская методика по развитию коммуникативно-речевых умений и навыков на уроках русского языка как иностранного на материале жизни и творчества русского писателя Л. Н. Толстого. Основной принцип предлагаемой методики сводится к следующему положению: текстовые материалы разной жанрово-стилевой принадлежности (биографический очерк, воспоминания современников, дневниковые записи, собственно авторский художественный текст) изучаются в хронологической последовательности в сопровождении комплекса традиционных и инновационных форм заданий. Важным элементом в авторском подходе является привязка предлагаемых заданий к рефлексивно-когнитивному личному опыту учащихся. Данная методика дает возможность не только улучшить коммуникативно-речевые умения и навыки, но и расширить лексический запас, лингвокультурологические знания, а также усилить набор грамматических средств, необходимых для поддержания разговора, выражения оценки, мнения, жизненной позиции в сферах общения социально-культурной направленности. Представленная в статье методика отражает основные идеи антропологической педагогики, так как она сконцентрирована на поддержке суверенности личности обучающегося и направлена на создание условий, обеспечивающих формирование гуманистических ценностных ориентаций. В целом представленную методику можно характеризовать как модель субъект-субъектных образовательно-воспитательных отношений между педагогом и обучающимся в условиях поликультурной образовательной среды. В статье подчеркивается равноценность двух сторон образовательного пространства и важность построения психологически комфортного и гуманистического взаимодействия между ними. Предлагаемая методика ориентирована на студентов-иностранцев, изучающих русский язык на продвинутом этапе обучения.
Об авторах
Е. ШтырлинаРоссия
Екатерина Геннадьевна Штырлина, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Ю. Капралова
Россия
Юлия Владимировна Капралова, кандидат филологических наук, старший преподаватель
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Штырлина Е. Г., Капралова Ю. В. Лев Толстой и Казань : учебное пособие по чтению и развитию речи для иностранных учащихся. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 112 с.
2. Федосова Е. П. Лев Толстой и искусство фотографии // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014 г. № 3. С. 77–85.
3. Александров А. С. Репрезентация образа Л. Н. Толстого в медиапространстве Российской империи // Japanese Slavic and East European Studies, 2015. Vol. 36. С. 99–116.
4. Элиасберг Г. А., Евтушенко Г. М., Евтушенко А. М. Образ Толстого в скульптуре и мемуаристике И. Я. Гинцбурга (к проблеме художественного восприятия) // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 1. С. 124–131.
5. Берс С. А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Художественная литература, 1978. Т. 1. С. 174–193.
6. Кудрявая Н. В. Лев Толстой – педагог: от народного учителя к учителю жизни // Историко-педагогический журнал. 2013. № 3. С. 56–95.
7. Штырлина Е. Г., Капралова Ю. В. Читаем, говорим и пишем по-русски: уроки Льва Толстого. URL: https://kpfu.ru/philology-culture/39chitaem-govorim-i-pishem-po-russki-uroki-lva-412372.html (дата обращения: 06. 03. 2022).
8. Штырлина Е. Г., Капралова Ю. В. Международная видеоконференция «Казань – Фергана». URL: https://kpfu.ru/philology-culture/mezhdunarodnaya-videokonferenciya-39kazan-ndash.html (дата обращения: 06. 03. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Штырлина Е., Капралова Ю. Развитие коммуникативных навыков при обучении русскому языку как иностранному (на материале биографии Л. Н. Толстого). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(2):187-193. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-187-193
For citation:
Shtyrlina E., Kapralova J. Development of communication skills when teaching Russian as a foreign language (based on Leo Tolstoy’s biography). Philology and Culture. 2022;(2):187-193. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-68-2-187-193