Названия русскоязычных газет и журналов, рекламирующих недвижимое имущество: семантика и прагматика
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-102-109
Аннотация
В центре внимания статьи – гемеронимы, а именно названия печатных и сетевых газет и журналов рекламного характера, публикующих сведения о недвижимости с целью создания спроса на нее. В основе анализа гемеронимов лежит метод ключевых слов. Ключевое слово рассматривается нами как стержневая структурно-семантическая единица гемеронима, выполняющая опознавательно-информативную функцию. Слово признается ключевым, если оно удовлетворяет следующим требованиям: для него характерна частотность употребления в названиях исследуемой группы изданий, оно способно отражать целевое назначение и тематическое содержание публикуемых
материалов. В ходе исследования установлено, что для названий рекламных газет и журналов, основной целью которых является привлечение внимания потенциальных клиентов к недвижимости как объекту купли-продажи, мены, ренты, сдачи в наем или в залог зданий, квартир, отдельных помещений, ключевыми являются такие слова, как недвижимость, жилье, дом, квартира. Эти слова позволяют потребителям рекламной продукции выбрать из всего многообразия периодических изданий необходимый информационный источник. На основании семантического и прагмастилистического анализа как самих ключевых слов, так и гемеронимов, в состав которых они входят, делается вывод, что отличительной чертой названий газет и журналов рассматриваемой группы является их прагматический характер: они содержат максимально информативное послание и прямо выражают объект номинации. Опознавательно-информативная функция для них важнее воздействующей. В работе выявлены семантические приращения, которые претерпевают слова в контексте гемеронимов, контексте коммерческой коммуникации и контексте русской лингвокультуры.
Об авторах
Р. СуфиеваРоссия
Роза Рустамовна Суфиева, преподаватель
420111
Карла Маркса, 10
Казань
Л. Мардиева
Россия
Ляйля Агьдасовна Мардиева, доктор филологических наук, профессор
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Кравец Т. И. Название газеты: ономасиологический и стилистический аспекты : автореф. дис. … канд. филол. наук: Екатеринбург, 2002. 24 с. URL: http://netess.ru/3jazykoznanie/6513-1-nazvanie-gazeti-onomasiologicheskiy-stilisticheskiy-aspekti.php (дата обращения: 20. 10. 2020).
2. Федосова О. И. Лингвистический статус гемеронима (на материале российских и британских названий СМИ) // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2010. № 5 (49). С. 76–80.
3. Врублевская О. В. Номинативная динамика в названиях российских газет и журналов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 7 (90). С. 170–175.
4. Голомидова М. В., Мясникова В. А. Образ адресата в названиях периодических изданий // Вопросы ономастики. 2014. № 2 (17). С. 112–119.
5. Касьянова В. М. Названия современных детских журналов: функции, семантика, лексическое наполнение // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5. : Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4–8 октября 2016 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-R). С. 258–263
6. Мухаметзянова Л. Р. Названия газет и журналов: функционально-прагматический аспект : дис. канд. … филол. наук: Казань, 2018. 318 с.
7. ADVmarket.ru URL: ADVmarket.ru (дата обращения: 20. 10. 2021)
8. Перечень наименований зарегистрированных СМИ // Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 28. 10. 2021)
9. Yandex.ru // URL: www.yandex.ru (дата обращения: 25. 10. 2021, 20. 01. 2022)
10. Мельникова А. Особенности функционирования рекламного издания на региональном медиарынке (на примере журнала «Торговля и производство Белгородской области») // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 24. 2014. № 26 (197). С. 110–118.
11. Пугачев В. И. Динамика типологии нижегородской прессы (1991-2013) : дис. … канд. филол. наук: Воронеж, 2015. 274 с.
12. Вежбицкая А. Понимание культур через посредства ключевых слов / Пер.с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
13. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
14. Матвеева Т. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н / Д: Феникс, 2010. 562 c.
15. Фонякова О. Ключевые слова в художественном тексте // Sborník prací Filozofické fakulty brněnské univerzity. Studia minora Facultatis philosophicae Universitatis Brunensis. A33. 1985. C. 141–145.
16. Moran M. Keywords as method // European journal of cultural studies. 2021. Vol. 24(4). Pp. 1–9.
17. Медведева Т. С. Ключевые концепты немецкой лингвокультуры : монография / Т. С. Медведева, М. В. Опарин, Д. И. Медведева; под ред. Т. И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 160 с.
18. Ghaziani A., Ventreska M. «Keywords and Cultural Change: Frame Analysis of Business Model Public Talk // Sociological Forum. 2005. Vol. 20. No. 4. Pp. 523– 559
19. Словарь современного русского литературного языка : в 20 т. / РАН. Ин-трус. яз.; Гл. ред. К. С. Горбачевич. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 3. М.: Рус. Яз., 1992. 400 с.
20. Словарь современного русского литературного языка : в 20 т. / РАН. Ин-трус. яз.; Гл. ред. К. С. Горбачевич. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: Рус. Яз., 1991. 960 с.
21. Сергеева А. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. 5-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007. 320 с.
22. Степанов Ю. Константы : словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 992 с.
23. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб: Норинт, 1998. 1536 с.
24. Бунаева А. Т. Аспекты рекламы и продвижения строительной компании // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 9–11.
Рецензия
Для цитирования:
Суфиева Р., Мардиева Л. Названия русскоязычных газет и журналов, рекламирующих недвижимое имущество: семантика и прагматика. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):102-109. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-102-109
For citation:
Sufieva R., Mardieva L. The names of Russian newspapers and magazines advertising real estate: Semantics and pragmatics. Philology and Culture. 2022;(1):102-109. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-102-109