Цветовая символика в алтайской прозе второй половины XX века (на материале романов Д. Каинчина и А. Адарова)
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-160-169
Аннотация
В данной статье рассматривается цветовая символика алтайцев на материале художественных текстов алтайских прозаиков Дибаша Каинчина и Аржана Адарова. Гипотеза исследования цветовой символики как культурного кода алтайского этноса состоит в том, что в исследованных романах преобладают белый, синий, голубой цвета (образы и выражения с использованием эпитетов ак ‘белый’ и кӧк ‘синий’, чаҥкыр ‘голубой’, кӧк-чаҥкыр ‘сине-голубой’). Они являются образами-символами, знаками-кодами в традиционной культуре алтайцев и имеют сакральное значение, выражая квинтэссенцию не только алтайского, но и всего тюркского мировидения. Философское прочтение белого цвета в романе-дилогии Каинчина позволяет понять, что этот цвет у алтайцев поднят до уровня символа, а синий цвет кӧк (чаҥкыр ‘голубой’), сине-голубой или небесно-синий (кӧк-чаҥкыр, кӧгӧл) у алтайцев и всех тюркских народов является одним из самых почитаемых и символизирует вечность и постоянство, обозначает верховное божество Тенгри. В статье обращается внимание на внутренне-композиционный принцип исследуемых произведений, заключающийся в сочетании одновременно двух пластов повествования: человеческого мира и природы. В них исследованные знаки-коды приобретают метафорическое значение и присутствуют в жизни героев произведений, в картинах природы, а также как самостоятельная система художественных средств.
Ключевые слова
Об авторе
У. ТекеноваРоссия
Ульяна Николаевна Текенова, кандидат филологических наук
649000
Социалистическая, 6
Республика Алтай
Горно-Алтайск
Список литературы
1. Бакиров М. Х. Семантика цвета в контексте истории, искусства и художественной словесности тюрков // Филология и культура. Philology and culture. Казань. 2015. № 1 (39). С. 114–119.
2. Палкина Р. А. Алтайская литература как художественная система. Горно-Алтайск, 2015. 268 с.
3. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. 176 с.
4. Текенова У. Н. Художественный мир Дибаша Каинчина. Горно-Алтайск, 2011. 179 с.
5. Каинчин Д. Б. Ӱстибисте Ӱч-Сӱмер. Горно-Алтайск, 2003. 492 с.
6. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979. 397 с.
7. Тадина Н. А. Алтайская свадебная обрядность (XIX–XX вв.). Горно-Алтайск, 1995. 214 с.
8. Акулова Т. Эки турун биригип… (песни и благопожелания алтайских свадеб). Горно-Алтайск. 2016. 135 с.
9. Потапов Л. П. Андрей Викторович Анохин как исследователь шаманства у алтайцев // А. В. Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994. 147 с.
10. Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. Часть первая. М., 2012. 462 с.
11. Адаров А. О. Ӧлӱмниҥ чаҥкыр кужы. Jӱрек ӧртӧгӧн от. Горно-Алтайск, 2002. 732 с.
12. Элемова Г. К. Потомок кёгёл маймана. Горно-Алтайск: ГУ книжное издательство «Юч-Сумер – Белуха» РА. 2007. 126 с.
13. Адаров А. О. Jеримниҥ ӧҥи чаҥкыр // Алтай литература, 11. Горно-Алтайск, 2020. 151 с.
14. Чеснов Я. В. Миф о Прометее и витальные основы личности // Развитие личности. 2007. № 2. С. 70–100.
Рецензия
Для цитирования:
Текенова У. Цветовая символика в алтайской прозе второй половины XX века (на материале романов Д. Каинчина и А. Адарова). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):160-169. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-160-169
For citation:
Tekenova U. Colour symbols in the Altai prose in the second half of the 20th century (based on the novels by D. Kainchin and A. Adarov). Philology and Culture. 2022;(1):160-169. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-160-169