Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Цветовая символика в алтайской прозе второй половины XX века (на материале романов Д. Каинчина и А. Адарова)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-160-169

Аннотация

   В данной статье рассматривается цветовая символика алтайцев на материале художественных текстов алтайских прозаиков Дибаша Каинчина и Аржана Адарова. Гипотеза исследования цветовой символики как культурного кода алтайского этноса состоит в том, что в исследованных романах преобладают белый, синий, голубой цвета (образы и выражения с использованием эпитетов ак ‘белый’ и кӧк ‘синий’, чаҥкыр ‘голубой’, кӧк-чаҥкыр ‘сине-голубой’). Они являются образами-символами, знаками-кодами в традиционной культуре алтайцев и имеют сакральное значение, выражая квинтэссенцию не только алтайского, но и всего тюркского мировидения. Философское прочтение белого цвета в романе-дилогии Каинчина позволяет понять, что этот цвет у алтайцев поднят до уровня символа, а синий цвет кӧк (чаҥкыр ‘голубой’), сине-голубой или небесно-синий (кӧк-чаҥкыр, кӧгӧл) у алтайцев и всех тюркских народов является одним из самых почитаемых и символизирует вечность и постоянство, обозначает верховное божество Тенгри. В статье обращается внимание на внутренне-композиционный принцип исследуемых произведений, заключающийся в сочетании одновременно двух пластов повествования: человеческого мира и природы. В них исследованные знаки-коды приобретают метафорическое значение и присутствуют в жизни героев произведений, в картинах природы, а также как самостоятельная система художественных средств.

Об авторе

У. Текенова
Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова
Россия

Ульяна Николаевна Текенова, кандидат филологических наук

649000

Социалистическая, 6

Республика Алтай

Горно-Алтайск



Список литературы

1. Бакиров М. Х. Семантика цвета в контексте истории, искусства и художественной словесности тюрков // Филология и культура. Philology and culture. Казань. 2015. № 1 (39). С. 114–119.

2. Палкина Р. А. Алтайская литература как художественная система. Горно-Алтайск, 2015. 268 с.

3. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. 176 с.

4. Текенова У. Н. Художественный мир Дибаша Каинчина. Горно-Алтайск, 2011. 179 с.

5. Каинчин Д. Б. Ӱстибисте Ӱч-Сӱмер. Горно-Алтайск, 2003. 492 с.

6. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979. 397 с.

7. Тадина Н. А. Алтайская свадебная обрядность (XIX–XX вв.). Горно-Алтайск, 1995. 214 с.

8. Акулова Т. Эки турун биригип… (песни и благопожелания алтайских свадеб). Горно-Алтайск. 2016. 135 с.

9. Потапов Л. П. Андрей Викторович Анохин как исследователь шаманства у алтайцев // А. В. Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994. 147 с.

10. Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. Часть первая. М., 2012. 462 с.

11. Адаров А. О. Ӧлӱмниҥ чаҥкыр кужы. Jӱрек ӧртӧгӧн от. Горно-Алтайск, 2002. 732 с.

12. Элемова Г. К. Потомок кёгёл маймана. Горно-Алтайск: ГУ книжное издательство «Юч-Сумер – Белуха» РА. 2007. 126 с.

13. Адаров А. О. Jеримниҥ ӧҥи чаҥкыр // Алтай литература, 11. Горно-Алтайск, 2020. 151 с.

14. Чеснов Я. В. Миф о Прометее и витальные основы личности // Развитие личности. 2007. № 2. С. 70–100.


Рецензия

Для цитирования:


Текенова У. Цветовая символика в алтайской прозе второй половины XX века (на материале романов Д. Каинчина и А. Адарова). Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):160-169. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-160-169

For citation:


Tekenova U. Colour symbols in the Altai prose in the second half of the 20th century (based on the novels by D. Kainchin and A. Adarov). Philology and Culture. 2022;(1):160-169. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-160-169

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)