«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина на татарской сцене
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-170-176
Аннотация
В статье впервые рассмотрена сценическая интерпретация пушкинских «Маленьких трагедий» в татарском театре.
Объектом исследования является спектакль «Пир/Чума» (режиссер-постановщик Тимур Шарафутдинов), предметом изучения – специфика осмысления ключевых образов и содержательного потенциала «Маленьких трагедий».
Это произведение А. С. Пушкина в разные годы переводили Н. Исанбет, Г. Шамуков, Ш. Мударрис, Ю. Миннуллина. В статье уделяется внимание вопросам переводческой стратегии. Доказано, что спектакль Т. Шарафутдинова отличается текстоцентричностью, скудостью мизансцен, медленным темпоритмом, передающим характер мыслительной активности главного героя Вальсингама, сквозь призму восприятия которого раскрывается содержательный потенциал «Маленьких трагедий». При разработке сценария Т. Шарафутдинов прибегает к «рамочной» композиции. История «пира» служит «рамой» прощального Слова Вальсингама, вбирающего в себя человеческие страсти из «Каменного гостя», «Скупого рыцаря» и «Моцарта и Сальери». С одной стороны, в спектакле Т. Шарафутдинова оживают традиции античного театра (Хор, трагедийный герой), с другой стороны, он наполняет действо постмодернистской игрой, корни которой уходят в молодежное озорство.
Об авторе
М. ХабутдиноваРоссия
Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Лапкина Г. А. Идеи и образы «маленьких трагедий» Пушкина на советской сцене // Пушкин: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1967. Т. 5. С. 217–233.
2. Мензелинский государственный татарский драматический театр им. Сабира Амутбаева. URL: https://rus.minzalateatr.ru/ (дата обращения: 01. 02. 2022).
3. Устюжанин Д. Л. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. М: Художественная литература, 1974. 96 с.
4. Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск: Наука, 2001. 292 с.
5. Гаркави А. «Маленькие трагедии» Пушкина как драматургический цикл: композиция в связи с жанром и художественным методом // Балтийский филологический курьер. 2003. Вып. 3. С. 183–192.
6. Пушкин А. С. Бакчасарай фонтаны / Н. Исәнбәт тәрҗ. Казан: Татгосиздат, 1937. 39 б.
7. Пушкин А. С. Полтава / Н. Исәнбәт тәрҗ. Казан: Татгосиздат, 1937. 70 б.
8. Puşkin A. Taş qunaq / A. Puşkin; tәrç. N. Isәnbәt. Qazan: Tatgosizdat, 1937. 51 b.
9. Пушкин А. С. Сайланма әсәрләр. Казан: Татгосиздат, 1949. 754 б.
10. Матяш С. А. Стихотворные переносы (enjambement) в «Маленьких трагедиях» Пушкина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 11 (105) С. 8–13.
11. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. 664 с.
12. Романова И. В. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса И. Бродского // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 11. С. 81–87.
13. Мультатули В. М. Стиходействие : учебное пособие. СПб.: СПбГУКИ, 1991. 75 с.
14. Бекметов Р. Ф. О русской классике в переводах Н. Исанбета // Казанская наука. 2020. № 9. С. 7–14.
15. Бекметов Р. Н. Исәнбәт рус классик әдәбиятын тәрҗемә итүче буларак // Таtаrica. 2020. № 14. 48–62 б.
16. Исәнбәт Н. Тәрҗемә һәм аны тәнкыйтьләү нигезләре турында кайбер фикерләр («Акыллылык бәласе» тәрҗемәсенә чыккан тәнкыйть уңае белән) // Н. Исәнбәтнең шәхси архивы. Кулъязма. Машинкада басылган. 20.12.1945. 26 б.
17. Толстой А. О драматургии (Доклад Первому съезду писателей). URL: http://tolstoy-a-n.lit-info.ru/tolstoy-a-n/articles/tolstoy-a-n/o-dramaturgii-sezdu-pisatelej.htm (дата обращения: 01. 02. 2022).
18. Пушкин А. С. Дон Гуан / Й. Миңнуллина тәрҗ. // Минзәлә театры китапхәнәсе. Кулъязма. 2022. 29 б.
19. Пушкин А. С. Комсыз рыцарь / Й. Миңнуллина тәрҗ. // Минзәлә театры китапхәнәсе. Кулъязма. 2022. 16 б.
20. Пушкин А. С. Сальери белән Моцарт / Й. Миңнуллина тәрҗ. // Минзәлә театры китапхәнәсе. Кулъязма. 2022. 9 б.
21. Пушкин А. С. Үләт чоры мәҗлесләре / Й. Миңнуллина тәрҗ. // Минзәлә театры китапхәнәсе. Кулъязма. 2022. 8 б.
22. Рудакова С. В., Регеци И. Между жизнью и смертью (образ «пира» в контексте «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Пир вo время чумы») // Libri Magistri. 2018. № 6. С. 76–92.
23. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 352 с.
24. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2. СПб.: Библиополис, 1993. 623 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хабутдинова М. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина на татарской сцене. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):170-176. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-170-176
For citation:
Khabutdinova M. “Little Tragedies” by A. S. Pushkin on the Tatar stage. Philology and Culture. 2022;(1):170-176. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-170-176