Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Обучение студентов извлечению языковых данных о сложносоставных существительных немецкого языка с помощью корпусной поисковой системы Sketch Engine

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-192-201

Аннотация

   Поиск новых средств для освоения, обработки, анализа лингвистического материала приводит педагогов к необходимости внедрения новых технологий в работе с иностранным языком. Данная статья посвящена описанию дидактических возможностей применения корпусных технологий (на примере корпусного менеджера Sketch Engine) для получения языковых данных при обучении иностранному языку. Ставится задача продемонстрировать, что корпусные технологии применимы для решения различных лингвистических и дидактических задач. В Санкт-Пербургском политехническом университете Петра Великого был проведён эксперимент по внедрению корпусных технологий в обучение иностранным языкам (ИЯ) студентов нелингвистического профиля. Методика corpus-based teaching была использована в обучении студентов извлечению языковых данных о сложносоставных существительных немецкого языка с помощью корпусной поисковой системы Sketch Engine. В статье представлены лингвостатистические результаты, полученные в рамках применения функций Corcondance, Wordlist и CQL, доступных в рамках используемого корпусного менеджера. На основе полученных данных в статье изучаются и описываются возможности и применение корпусных технологий в обучении ИЯ, анализируются преимущества наглядности представленных результатов, а также приводится анализ эффективности применения корпусного менеджера в работе со сложносоставными существительными.

Об авторе

А. Колотаева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Анна Юрьевна Колотаева, аспирант, ассистент

Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики

199397

Кораблестроителей, 40

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Роль научно-методического комплекта по иностранному языку в моделировании современной информационно-образовательной среды. // Научный и информационно-аналитический журнал «Ценности и смыслы». 2018. № 5 (57). С. 111– 127.

2. Захаров В. П., Богданова С. Ю. Корпусная лингвистика. 2-е изд., перераб. и дополн, СПб.: СПбГУ. РИО. Филологический факультет, 2013. 148 с.

3. Мальцева М. С. Корпусные технологии в методике преподавания иностранных языков // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 214–219

4. Дмитриев А. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Теоретико-прикладное значение корпусов в компьютерной лингводидактике // Litera. 2020. № 1. С. 200–216. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32219 (дата обращения: 26. 12. 2021)

5. Раицкая Л. К. Дидактические возможности корпусных интернет-технологий в преподавании иностранного языка в высшей школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 4. С. 123–127.

6. Горина О. Г. Инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-korpusnogo-analiza-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 23. 01. 2022)

7. Дмитриев А. В., Коган М. С. Потенциал корпусной лингвистики в подготовке специалистов в области компьютерной лингводидактики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4. С. 69–85.

8. Соснина Е. П. Корпусная лингвистика и корпусный подход в обучении иностранному языку // Прикладная лингвистика : официальный сайт Ульяновского государственного технического университета. 2016. URL: http://ling.ulstu.ru/linguistics/resourses/literature/articles/corpus_linguistics_language_ teaching/ (дата обращения: 04. 01. 2022).

9. Perkuhn R., Keibel H., Kupietz M. Korpuslinguistik. Paderborn: UTB. 2012. 144 p.

10. Захаров В. П. Пролегомены к корпусной лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2. С. 150–161.

11. Sketch Engine. URL: https://www.sketchengine.eu/ (дата обращения: 01. 09. 2021)

12. Долгих З. Б. Обзор ряда корпусных возможностей в сфере лингвистических исследований (на примере анализа средств градуирования в португальском языке) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 5 (795). С. 22– 33

13. Klos V. Komposition und Kompositionalität. Möglichkeiten und Grenzen der semantischen Dekodierung von Substantivkomposita, Berlin/New York: de Gruyter. 2011.365 p

14. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. de Gruyter. 2012. 484 p.

15. Steinmetz M. , Dintera H. Deutsch für Ingenieure: Ein DaF-Lehrwerk für Studierende ingenieurwissenschaftlicher Fächer (VDI-Buch) 2014. Auflage, Kindle Ausgabe. 395 p.

16. McEnery T. Corpus Linguistics: Method, Analysis, Interpretation. Lancaster University. URL: https://archive.md/OdeH5 (дата обращения: 26. 12. 2021)

17. Чернявская В. Е. Корпусно-ориентированный дискурсивный анализ идентичности российского университета 3.0 // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. №. 58. С. 97–114.


Рецензия

Для цитирования:


Колотаева А. Обучение студентов извлечению языковых данных о сложносоставных существительных немецкого языка с помощью корпусной поисковой системы Sketch Engine. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):192-201. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-192-201

For citation:


Kolotaeva A. Teaching students to extract language data on German compound nouns using the Sketch Engine corpus tool. Philology and Culture. 2022;(1):192-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-192-201

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)