Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Ситуационные задачи на занятии по русскому языку как иностранному: из опыта работы

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-221-227

Аннотация

   Статья посвящена обзору практического опыта работы с ситуационными задачами на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами, владеющими русским языком на элементарном, базовом и первом сертификационных уровнях (А1, А2, В1 по системе ТРКИ). Пособие было апробировано в нескольких группах разного уровня языковой подготовки и разного национального состава. Авторы приходят к выводу о том, что ситуационные задачи, применяемые в целях развития устной неподготовленной речи, оказываются особенно полезными в многонациональных группах. Практика показывает, что применение данного метода способствует формированию межкультурной компетенции, помогает обучающимся познакомиться с этнокультурными особенностями разных народов, способствует формированию толерантного отношения к представителям других культур. Работа с ситуационными задачами на занятиях по русскому языку как иностранному осуществляется системно, на различных этапах обучения, что позволяет эффективно отработать изученные ранее языковые образцы в речи. Авторы отмечают особую важность роли преподавателя, выполняющего функции медиатора, направляющего и регулирующего ход дискуссии. Несомненным преимуществом предлагаемых ситуационных задач является то, что их можно модифицировать, корректировать в зависимости от потребностей группы.

Об авторах

Е. Штехман
Военный университет МО РФ
Россия

Елена Александровна Штехман, кандидат филологических наук, доцент

123001

Б. Садовая, 14

Москва



Ю. uliya0783@mail.ru Мельник
Военный университет МО РФ
Россия

Юлия Александровна Мельник, кандидат филологических наук, доцент

123001

Б. Садовая, 14

Москва



К. Руссу
Югорский государственный университет
Россия

Ксения Ринатовна Руссу, кандидат филологических наук, доцент

628012

Чехова, 16

Ханты-Мансийск



Список литературы

1. Иссерс О. С. Речевое маневрирование как лингводидактическая проблема в обучении русскому языку как иностранному // Русское слово в многоязычном мире : Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ, Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 03 мая 2019 года / Редколлегия: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина [и др.]. Нур-Султан, Казахстан: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2019. С. 1074–1078.

2. Абдурахманова Э. Ю. Использование метода case-study при преподавании русского языка как иностранного // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 146–151.

3. Петренко Е. Е. Дидактический потенциал учебных текстов в реализации метода ситуационных задач на занятиях по РКИ // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Материалы Региональной научно-практической конференции. Отв. редактор М. Н. Никонова. Омск: ЧОУВО «Сибирский юридический университет». 2020. С. 43–48.

4. Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: Технология обучения : учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2012. 232 с.

5. Кирова А. В., Мельник Ю. А. Развитие умений и навыков речевого общения на занятиях по русскому языку как иностранному при помощи ситуационных задач // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 1. С. 223–232.

6. Маркова Е. М., Позднякова А. А., Базванова Т. Н. Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку иностранцев. Москва: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. 239 с.

7. Фесенко О. П., Вашутина О. Ю., Домбровская И. И. Обучение русскому языку как иностранному в группах с разноуровневой подготовкой (на примере военного вуза) : Монография. Омск: Филиал ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2020. 109 c.

8. Штехман Е. А., Мельник Ю. А. Речевое общение на занятиях по русскому языку на подготовительном курсе : учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Омск: ОАБИИ, 2015. 57 с.

9. Мельник Ю. А., Штехман Е. А. Речевое общение на занятиях по русскому языку на подготовительном курсе : учеб. пособие в 2 ч. Ч. 2. Омск: ОАБИИ, 2016. 56 с.

10. Лаухина С. С. Особенности использования технологии кейс-стади в процессе формирования межкультурной компетентности курсантов при обучении русскому языку как иностранному // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков. Материалы III Международной научно-методической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 100-летнему юбилею Донецкого национального технического университета. 2020. С. 194–200.


Рецензия

Для цитирования:


Штехман Е., Мельник Ю.u., Руссу К. Ситуационные задачи на занятии по русскому языку как иностранному: из опыта работы. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):221-227. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-221-227

For citation:


Shtekhman E., Melnik Yu., Russu K. Situational tasks in classes of Russian as a foreign language: Practical sketches. Philology and Culture. 2022;(1):221-227. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-221-227

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)