Ситуационные задачи на занятии по русскому языку как иностранному: из опыта работы
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-221-227
Аннотация
Статья посвящена обзору практического опыта работы с ситуационными задачами на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами, владеющими русским языком на элементарном, базовом и первом сертификационных уровнях (А1, А2, В1 по системе ТРКИ). Пособие было апробировано в нескольких группах разного уровня языковой подготовки и разного национального состава. Авторы приходят к выводу о том, что ситуационные задачи, применяемые в целях развития устной неподготовленной речи, оказываются особенно полезными в многонациональных группах. Практика показывает, что применение данного метода способствует формированию межкультурной компетенции, помогает обучающимся познакомиться с этнокультурными особенностями разных народов, способствует формированию толерантного отношения к представителям других культур. Работа с ситуационными задачами на занятиях по русскому языку как иностранному осуществляется системно, на различных этапах обучения, что позволяет эффективно отработать изученные ранее языковые образцы в речи. Авторы отмечают особую важность роли преподавателя, выполняющего функции медиатора, направляющего и регулирующего ход дискуссии. Несомненным преимуществом предлагаемых ситуационных задач является то, что их можно модифицировать, корректировать в зависимости от потребностей группы.
Об авторах
Е. ШтехманРоссия
Елена Александровна Штехман, кандидат филологических наук, доцент
123001
Б. Садовая, 14
Москва
Ю. uliya0783@mail.ru Мельник
Россия
Юлия Александровна Мельник, кандидат филологических наук, доцент
123001
Б. Садовая, 14
Москва
К. Руссу
Россия
Ксения Ринатовна Руссу, кандидат филологических наук, доцент
628012
Чехова, 16
Ханты-Мансийск
Список литературы
1. Иссерс О. С. Речевое маневрирование как лингводидактическая проблема в обучении русскому языку как иностранному // Русское слово в многоязычном мире : Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ, Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 03 мая 2019 года / Редколлегия: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина [и др.]. Нур-Султан, Казахстан: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2019. С. 1074–1078.
2. Абдурахманова Э. Ю. Использование метода case-study при преподавании русского языка как иностранного // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 146–151.
3. Петренко Е. Е. Дидактический потенциал учебных текстов в реализации метода ситуационных задач на занятиях по РКИ // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Материалы Региональной научно-практической конференции. Отв. редактор М. Н. Никонова. Омск: ЧОУВО «Сибирский юридический университет». 2020. С. 43–48.
4. Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: Технология обучения : учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2012. 232 с.
5. Кирова А. В., Мельник Ю. А. Развитие умений и навыков речевого общения на занятиях по русскому языку как иностранному при помощи ситуационных задач // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 1. С. 223–232.
6. Маркова Е. М., Позднякова А. А., Базванова Т. Н. Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку иностранцев. Москва: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. 239 с.
7. Фесенко О. П., Вашутина О. Ю., Домбровская И. И. Обучение русскому языку как иностранному в группах с разноуровневой подготовкой (на примере военного вуза) : Монография. Омск: Филиал ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2020. 109 c.
8. Штехман Е. А., Мельник Ю. А. Речевое общение на занятиях по русскому языку на подготовительном курсе : учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Омск: ОАБИИ, 2015. 57 с.
9. Мельник Ю. А., Штехман Е. А. Речевое общение на занятиях по русскому языку на подготовительном курсе : учеб. пособие в 2 ч. Ч. 2. Омск: ОАБИИ, 2016. 56 с.
10. Лаухина С. С. Особенности использования технологии кейс-стади в процессе формирования межкультурной компетентности курсантов при обучении русскому языку как иностранному // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков. Материалы III Международной научно-методической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 100-летнему юбилею Донецкого национального технического университета. 2020. С. 194–200.
Рецензия
Для цитирования:
Штехман Е., Мельник Ю.u., Руссу К. Ситуационные задачи на занятии по русскому языку как иностранному: из опыта работы. Филология и культура. Philology and Culture. 2022;(1):221-227. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-221-227
For citation:
Shtekhman E., Melnik Yu., Russu K. Situational tasks in classes of Russian as a foreign language: Practical sketches. Philology and Culture. 2022;(1):221-227. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2022-67-1-221-227