Несобственно-прямая речь в романе Евгения Водолазкина «Брисбен»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-66-71
Аннотация
Статья посвящена изучению несобственно-прямой речи как средства художественной выразительности в современной русской литературе. Для анализа выбран текст романа «Брисбен» популярного писателя Евгения Водолазкина.
Это произведение ещё не привлекалось для изучения в аспекте функционирования в нём средств экспрессивного синтаксиса, что и обусловливает новизну исследования.
Широкое употребление в произведении несобственно-прямой речи позволяет сделать ряд важных выводов относительно места приёма в пространстве художественного текста. Отметим, что несобственно-прямая речь помогает передать отношения персонажей друг к другу и к описываемым событиям, а также раскрывает авторскую позицию. Отсутствие уверенности в том, что слова были произнесены, размывает границы между сказанным и несказанным. Это переводит фразы в область мысленного постижения мира. В некоторых примерах употребление несобственно-прямой речи представляет собой имитацию течения реального времени в художественном пространстве, позволяет передать интонации живой, устной речи в пределах художественного текста. Несобственно-прямая речь может оформлять монологические и диалогические единства, служить средством информирования читателя об описываемом объекте. В качестве частых языковых конструкций, оформляющих несобственно-прямую речь в романе «Брисбен», можно назвать вставные конструкции, риторические вопросы, риторические восклицания. В целом, употребление в тексте несобственно-прямой речи повышает экспрессивность особо значимых эпизодов, усиливает риторичность высказывания.
Об авторе
К. КалининРоссия
Константин Андреевич Калинин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой
кафедра русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации
423806
Низаметдинова Р. М., 28
Набережные Челны
Список литературы
1. Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. Синтаксис. М.: Высшая школа, 1978. 439 с.
3. Водолазкин Е. Г. Брисбен : роман. М.: АСТ, 2019. 410 с.
4. Ворон П. А. Ритм и несобственно-прямая речь в романе Андрея Белого «Серебряный голубь» // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. № 2–3. М., 2021. С. 46–55.
5. Глухова О. П. Несобственно-прямая речь как способ выражения авторской модальности в современной прозе // В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, 2013. № 11(47). С. 269–275.
6. Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Литературный язык и литература (статьи по истории и теории литературного языка). М.: Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2007. С. 55–63.
7. Кухаренко В. А. Стилистика английского языка. Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. 95 с.
8. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. 432 с.
Рецензия
Для цитирования:
Калинин К. Несобственно-прямая речь в романе Евгения Водолазкина «Брисбен». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):66-71. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-66-71
For citation:
Kalinin K. Non-personal direct speech in Evgeny Vodolazkin’s novel “Brisbane”. Philology and Culture. 2021;(4):66-71. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-66-71