Образ врача в современной татарской литературе
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-143-149
Аннотация
В настоящее время стала рельефно проявляться очередная волна медикализации культуры, связанная с пандемией, наблюдается повышенное внимание к медицине, к профессии врача. В статье систематизирован материал по типологии образа врачей в татарской литературе. Материалом для исследования послужили произведения, созданные в ХХ–ХХI вв. Образ врача встречается в произведениях, принадлежащих к разным родам литературы (поэзия, эпос, драма). Доказано, что образ врача чаще всего разрабатывается писателями в романтическом ключе. В силу профессии врач в сюжете произведений чаще всего появляется в кризисной, пограничной ситуации на грани жизни и смерти. Портрет врача создается писателями через показ профессиональной деятельности, поэтому важное место отводится хронотопу больницы, дома. Художники слова воспевают самоотверженный труд врачей во имя спасения жизни и здоровья пациентов. Они заботятся не только о здоровье тела пациентов, но и о состоянии их души. Наиболее широко врачебная тема раскрывается в произведениях писателей послевоенных десятилетий. Образы врачей в произведениях тесно связаны с миром литературы и музыки. Чаще всего их деятельность раскрывается как искусство под покровом героизма и самопожертвования.
Ключевые слова
Об авторе
Г. АксойТурция
Гульуся Габдрашитовна Аксой, кандидат философских наук, преподаватель
Факультет Агаджи, 54
Бартин
Список литературы
1. Абсалямова А. Свет неугасимый // Татарский мир. 2005. № 5. С. 2
2. Баранова И. А. Литература и медицина: трансформация образа врача в литературе ХIХ века // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010. № 2 (8). С. 186–194.
3. Гилязов А. М. Три аршина земли // А. М. Гилязов. Повести: Три аршина земли; В пятницу, вечером. Казань: Магариф, 2008. С. 11–70.
4. Дорфман А. «Белые цветы»: как больничные стены помогли писателю создать бестселлер // Аргументы и факты. 2015. 15 января.
5. Гайнуллина Г. Р. Городская тематика в романе Г. Абсалямова «Белые цветы» // Филология и культура. Philology and Culture. 2 (36). 2014. С. 100–105.
6. Кутуй А. Н. Неотосланные письма. Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. С. 5–63.
7. Маннан Р. Азбука доктора. Казань: Раннур, 2001. 40 с.
8. Мустафин Р. Души огонь неугасимый // Р. Мустафин Литературные портреты. Казань: Тат. кн. изд-во, 1966. С. 3–34.
9. Ринат Архипов (Ринат Маннан) // Srpkzn.ru: Татарстанское отделение Союза российских писателей, 2009–2014. URL: http://www.srpkzn.ru/I/?p=139 (дата обращения 12. 09. 2021).
10. Хабутдинова М. М. «Неотосланные письма» – вершина творчества Кутуя // А. Н. Кутуй. Неотосланные письма. Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. С. 163–185.
11. Хабутдинова М. Драгоценный камень А. Гилязова // А. М. Гилязов. Повести: Три аршина земли; В пятницу, вечером. Казань: Магариф, 2008. С. 233–258.
12. Хабутдинова М. Производственный роман на современной татарской сцене // Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, 2021. URL: https://vk.com/ifmk_kfu (дата обращения 12. 09. 2021).
13. Əпсəлəмов Г. Ак чәчәкләр : Роман. Казан: Татар. кит. нәшр., 1989. 510 б.
14. Гыйлəҗев А. М. Балта кем кулында? Казан: Татар. кит. нәшр., 2008. 320 б.
15. Гыйлəҗев М. Исәнмесез!: ике пәрдәле пьеса. 41 б. // Архив ТГАТ им. Г. Камала.
16. Мухина Р. Ак чәчәкләр кебек. Рукопись. 40 с. // Архив ТЮЗа им. Г. Кариева.
17. Хəбетдинова М. М. Аяз Гыйләҗевнең 1986–1991 еллар иҗатына госуми күзәтү // А. Гыйләҗев. Сайланма әсәрләр 6 т. 5 т. Казан: Татар. китап нәшр., 2016. Б. 582–617.
Рецензия
Для цитирования:
Аксой Г. Образ врача в современной татарской литературе. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):143-149. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-143-149
For citation:
Aksoy G. The image of a doctor in modern Tatar literature. Philology and Culture. 2021;(4):143-149. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-143-149