Русский нуар: произведения «Газетчик», «Писатель», «Сценарист» Александра Молчанова как романный цикл
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-203-208
Аннотация
Статья является продолжением научного разговора о таком специфическом явлении отечественной прозы, как русский нуар. Автор исследует феноменологию русского нуара, выявляет жанрово-стилевые тенденции внутри этого объемного противоречивого явления, пытается постичь природу и истоки данной жанрово-стилевой тенденции. В статье предлагаются научные подходы, продуктивные для исследования природы явления, созданного на стыке кино и литературы, опирающиеся на различные традиции (мистического романа, хоррора, психологического детектива, исторического романа, утопии, антиутопии, фэнтези, черного детектива, новеллы и др.). Автором предлагается обширный литературный контекст, на фоне которого исследуется трилогия Александра Молчанова, максимально приближающаяся к жанрово-стилевой модели нуара.
Предметом научного интереса в данном частном исследовании является романный цикл сценариста и писателя Александра Молчанова: романы «Газетчик» (2018), «Писатель» (2018) и «Сценарист» (2018).
Романная трилогия исследуется с позиций художественного единства.
Актуальность работы обусловлена потребностью в осмыслении жанрово-стилевой тенденции русского нуара в его дифференциальных характеристиках, в том числе максимально типологически близких эстетике нуара.
Вслед за исследованиями (в том числе зарубежными), посвященными изучению поэтики кинематографического нуара, а также на основе продемонстрировавшего продуктивность апробированного ранее аналитического подхода мы ставим акцент на носителях жанра, сквозных принципах, придающих романам Александра Молчанова характер художественного единства. Как следует из общеэстетических подходов, принятых по отношению к нуару, значимыми для понимания природы романной нуар-трилогии являются такие характеристики, как сюжетная организация, специфика героя, особая атмосфера, особый характер детали; специфический стиль повествования. Жанрово-стилевой анализ романной трилогии А. Молчанова позволяет проследить особенности трансформации нуара в современной русской литературе и апробировать продуктивные аналитические подходы к этому явлению.
Об авторе
Е. ПономареваРоссия
Елена Владимировна Пономарева, доктор филологических наук, профессор
105318
Семеновская пл., 4
Москва
Список литературы
1. Артюх А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра. URL: http://www.kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18 (дата обращения: 12. 10. 2021).
2. Васильченко А. В. Пули, кровь и блондинки. История нуара. М.: Пятый Рим, 2018. 352 с.
3. Жариков В. И. Гангстерский детектив. URL: http://lib.ru/DETEKTIWY/HEMMET/gangster.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 14. 11. 2016).
4. Заманская В. В. Русская литература первой трети ХХ века: проблемы экзистенциального сознания. Екатеринбург: Изд-во УрГУ; Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1996. 408 с.
5. Иващенко А. В. Исторические и стилистические особенности нуара в американском кинематографе // История и археология. 2015. № 4. URL: http://history.snauka.ru/2015/04/2144 (дата обращения: 26. 09. 2021).
6. Карцева Е. Легенды и Реалии. История американского уголовного фильма. М.: Материк, 2004. 248 с.
7. Молчанов А. Газетчик. М.: Эксмо, 2018. 224 с.
8. Молчанов А. Дыхание смерти. URL: http://libking.ru/books/det-/detective/37907-aleksandr-molchanov-dyhanie-smerti.html (дата обращения: 10. 12. 2018).
9. Молчанов А. Писатель. М.: Эксмо, 2018. 320 с.
10. Молчанов А. Сценарист. М.: Эксмо, 2018. 320 с.
11. Москва Нуар: город исковерканных утопий. М.: Эксмо, 2011. 384 с.
12. Орозбаев К. Н. Художественные особенности стиля нуар : на материале американского кинематографа 1940–1950-х гг. : автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2019. 35 с.
13. Петербург нуар. СПб: Азбука, 2013. 317 с.
14. Попов К. Max Payne: эволюция нуара // Kanobu. URL: http://kanobu.ru/articles/max-payne-evolyutsiya-nuara-366710/ (дата обращения: 14. 10. 2021).
15. Рашап Илья. Noir. М.: СканРус, 2015. 168 с.
16. Склярова Я. А. Традиции немецкого киноэкспрессионизма в американских фильмах нуар 1940–1950 гг. // Артикульт. 2015. 18 (2). С. 62–65.
17. Borde R. A Panorama of American Film Noir (1941–1953) / R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. City Lights Publishers, 2002. 200 р.
18. Bronte E. Night passages: philosophy, literature, and film. New York: Columbia university press, cop., 2013. Р. 496.
19. Dussere E. America is elsewhere: the noir tradition in the age of consumer culture. Oxford univ. press, cop., 2014. Р. 289.
20. Ebert R. A guide to film noir genre, 1995. URL: http://www.rogerebert.com/rogers-journal/a-guide-to-film-noir-genre (дата обращения: 28. 10. 2021).
21. Meuel D. The noir western: darkness on the range, 1943–1962. Jefferson, North Garolina: McFarland, cop., 2015. Р. 216.
Рецензия
Для цитирования:
Пономарева Е. Русский нуар: произведения «Газетчик», «Писатель», «Сценарист» Александра Молчанова как романный цикл. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):203-208. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-203-208
For citation:
Ponomareva E. Russian noir: Alexander Molchanov’s works “The Newshound”, “The Writer”, “The Scriptwriter” as a novel cycle. Philology and Culture. 2021;(4):203-208. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-203-208