Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

«Контрапунктик музыканта»: интонация и диалогизм в поэзии И. Чиннова

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-215-224

Аннотация

   В статье рассматривается специфика лирики Игоря Чиннова, делается акцент на ее интонационной доминанте и диалогизме. Рассматривается, как поэт виртуозно совмещает смысловую и ритмическую интонации в рамках одного текста, так что поэтический текст рождается словно бы сам собой, как фрагмент естественной речи. Предполагается, что в стихах, наполненных трагизмом и рефлексией о дисгармонии исторических поворотов ХХ столетия, Чиннов использует ритмические перебои, намеренно разрушая музыкальную гармонию регулярного метра. Стремление поэта к прозаизации и ориентация на интонацию естественной речи в подобных стихотворениях сопоставляется с практикой русских конкретистов, вынужденных во второй половине ХХ века в СССР писать стихи на языке, который себя дискредитировал, будучи объектом эксплуатации тоталитарного режима и средством обмана миллионов людей. Рефлексия над этим приводит авторов к минимализму художественных средств, использованию языковых клише и цитат, а также к повышению удельного веса интонационной выразительности стиха – то есть к попытке создать поэтический текст экстралингвистическими способами.

Об авторе

А. Семина
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Анна Андреевна Семина, кандидат филологических наук, преподаватель

119991

Ленинские горы, 1

Москва



Список литературы

1. Адамович Г. В. Собр. соч. : В 18 т. Т. 14: Комментарии (1967). Эссеистика 1923–1971. М., 2016. 624 с.

2. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003. 373 с.

3. Айзенберг М. Н. Точка сопротивления // М. Н. Айзенберг Оправданное присутствие: Сборник статей. М., 2005. С. 35–44.

4. Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929. 279 с.

5. Болычев И. И. Творческий путь Игоря Чиннова : дис. … канд. филол. наук. М., 1999. 159 с.

6. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. М., 2012. 414 с.

7. Гаспаров М. Л. Слово между мелодией и ритмом : Об одной литературной встрече М. Цветаевой и А. Белого // М. Л. Гаспаров Избранные труды : в 3 т. Т. II. О стихах. М., 1997. С. 148–161.

8. Горалек К. О теории литературного языка // Новое в зарубежной лингвистике. Теория литературного языка в работах ученых ЧССР. Вып. ХХ. М., 1988. С. 21–37.

9. Дворецкая И. А. Диалог в поэтическом мире Игоря Чиннова // Славянские чтения XIII. Даугавпилс, 2019. С. 129–137.

10. Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество. (Избранные труды). М., 1998. 364 с.

11. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. М., 1986. 205 с.

12. Левин Ю. И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 464–482.

13. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 750 с.

14. Невзглядова Е. В. Интонационная теория стиха. СПб., 2015. 157 с.

15. Ничипоров И. Б. Религиозные интуиции в лирике И. Чиннова // Ничипоров И. Б. Русская литература и Православие: пути диалога. М., 2019. С. 138–149.

16. Словарь русского языка : В 4 т. (Малый академический) / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999.

17. Сорокина Т. В. Принцип диалогизма как доминанта художественного мышления рубежа XX–XXI веков: теоретический обзор // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1. С. 59–64.

18. Трушкина А. В. Особенности поэтического мира Георгия Иванова 1920–50-х годов : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 20 с.

19. Хадынская А. А. Георгий Иванов и Игорь Чиннов: специфика гротескного миромоделирования // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2020. № 2 (197). С. 67–88.

20. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М., 2002. 202 с.

21. Холшевников В. Е. Перебои ритма как средство выразительности // Стиховедение : Хрестоматия / Сост. Л. Е. Ляпина. СПб., 1996. С. 157–171.

22. Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Стиховедение : Хрестоматия / Сост. Л. Е. Ляпина. СПб., 1996. С. 119–156.

23. Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982. 207 с.

24. Чиннов И. В. Автор о себе // И. В. Чиннов Алхимия и ахинея: гротескиада. Десятый сборник стихов. М., 1996. С. 8–9.

25. Чиннов И. В. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1: Стихотворения / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. О. Ф. Кузнецовой. М., 2000. 576 с.

26. Чиннов И. В. Собр. соч. : В 2 т. Т. 2: Стихотворения 1985–1995. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. О. Ф. Кузнецовой. М., 2002. 352 с.

27. Щеглов М. Есенин в наши дни // Щеглов M. На полдороге. Слово о русской литературе. М., 2001. С. 98–115.

28. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. СПб., 2017. С. 305–510.

29. Янечек Дж. Всеволод Некрасов и русский литературный концептуализм. М.: НЛО, 2009. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/5/vsevolod-nekrasov-i-russkij-literaturnyj-konczeptualizm.html (дата обращения: 12. 11. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Семина А. «Контрапунктик музыканта»: интонация и диалогизм в поэзии И. Чиннова. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):215-224. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-215-224

For citation:


Semina A. “Counterpoint of a musician”: Intonation and dialogism in I. Chinnov’s poetry. Philology and Culture. 2021;(4):215-224. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-215-224

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)