Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Феномен живописного экфрасиса в поэзии Г. Державина, К. Батюшкова и А. Полежаева

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-225-230

Аннотация

   Через Византию Древняя Русь оказалась прямой наследницей Древней Греции. Изучение взаимодействия этих культур – изучение истории сохранения духовных ценностей, значимых в античности и воспринятых и переосмысленных русской культурой: красота, гармония, калокагатия, эйдос и многие другие. Одной из важных категорий, осмысляемых антологической лирикой, является категория пластической красоты как вариант особого этико-эстетического идеала. В статье рассматриваются генезис и развитие феномена экфрасиса, одного из вариантов выражения «пластической красоты», которая с XVIII века начинает восприниматься как явление, возникшее на стыке искусств. Феномен анализируется на основе творчества поэтов разных эстетических взглядов. Исследуется форма воплощения живописного экфрасиса в антологической лирике Г. Державина, К. Батюшкова и А. Полежаева – «воображаемый портрет». Благодаря экфрасису в стихотворениях осуществлен синтез живописи и поэзии. Державин видит идеал пластической красоты в калокагатийном ключе, в гармонии внешнего и внутреннего, Батюшков же акцентирует внимание на земном воплощении идеала красоты, что способствует появлению эротических мотивов. Полежаев создает недостижимый идеал, способный вызвать в герое муки и страдания.

Об авторе

А. Сесорова
Казанский федеральный университет
Россия

Анастасия Дмитриевна Сесорова, аспирант

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. М.-Л.: Наука, 1964. 353 с.

2. Башкеева В. В. Русский словесный портрет : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 50 с.

3. Васильев Н. Л. Поэзия А. И. Полежаева в контексте русской литературы. URL: http://cheloveknauka.com/poeziya-a-i-polezhaeva-v-kontekste-russkoy-literatury (дата обращения: 14. 11. 2021).

4. Данько Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина // XVIII век. Статьи и материалы. Сборник. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. Вып. 2. С. 166–247.

5. Державин Г. Р. Анакреонтические песни. М.: Наука, 1986. 471 с.

6. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений : в XI т. Т. VIII. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732–1764 гг. М.: Изд-во Академии наук, 1959. 1279 с.

7. Полежаев А. И. Стихотворения и поэмы. Ленинград: Сов. Писатель, 1987. 567 с.

8. Саськова Т. В. Пастораль в русской литературе XVIII – первой трети XIX вв. URL: http://cheloveknauka.com/pastoral-v-russkoy-literature-xviii-pervoy-treti-xix-veka (дата обращения: 14. 11. 2021).

9. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М.: Художественная литература, 1970. 296 с.

10. Фридман Н. В. К. Н. Батюшков // К. Н. Батюшков. Полное собрание стихотворений. М.-Л.: Советский писатель, 1964. С. 5–52.


Рецензия

Для цитирования:


Сесорова А. Феномен живописного экфрасиса в поэзии Г. Державина, К. Батюшкова и А. Полежаева. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):225-230. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-225-230

For citation:


Sesorova A. The phenomenon of painting ekphrasis in the poetry of G. Derzhavin, K. Batiushkov and A. Polezhaev. Philology and Culture. 2021;(4):225-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-225-230

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)