Своеобразие художественного психологизма в произведениях С. С. Суразакова и Д. Б. Каинчина
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-236-242
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию психологической функции деталей и их роли в создании национальной картины мира в романах алтайских писателей второй половины XX века. Автор акцентирует свое внимание на формирование психологической прозы в творчестве прозаиков, направленное на более глубокое постижение социальной и событийной сущности человека. На примере незаконченных романов Сазона Саймовича Суразакова и Дибаша Беруковича Каинчина раскрывается роль художественной детали в бинарных оппозициях «свой» и «чужой» мир с целью выражения противоречивости душевного состояния героев и их идейных устремлений. В исследовании психологическая деталь как «микрообраз мира» посредством оппозиции «свой» и «чужой» мир представлена через борьбу представителей разных вероисповеданий – шамана Карбыша и попа Миколы в романах Д. Б. Каинчина и через детали айыл / юрта /изба, эпизод крещения алтайцев отцом Макарием у С. С. Суразакова как принципиальная невозможность и недостижимость духовной и интеллектуальной близости этих героев. В исследуемых произведениях раскрываются существенные противоречия в религиозных взаимоотношениях жителей Горного Алтая данной конкретной эпохи (дореволюционной и послереволюционной), остросоциальные, общественно-религиозные и политические конфликты, психологическая деталь способствует созданию концептуальной, языковой и индивидуально-образной национальной картины мира.
Ключевые слова
Об авторе
У. ТекеноваРоссия
Ульяна Николаевна Текенова, кандидат филологических наук
649000
Социалистическая, 6
Горно-Алтайск
Список литературы
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 364 с.
2. Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Сов. писатель (Ленингр. отд.), 1981. 432 с.
3. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
4. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: Искусство. СПб, 1998. 704 с.
5. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. С. 263–264.
6. Радлов В. В. Из Сибири : страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.
7. Текенова У. Н. Художественный мир Дибаша Каинчина. Горно-Алтайск, 2011. 179 с.
8. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2003. 405 с.
9. Каинчин Д. Б. Ӱстибисте – Ӱч-Сӱмер. Горно-Алтайск, 2003. 492 с.
10. Суразаков С. С. Алтайым керегинде сӧс. Горно-Алтайск, 1985. 206 с.
Рецензия
Для цитирования:
Текенова У. Своеобразие художественного психологизма в произведениях С. С. Суразакова и Д. Б. Каинчина. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(4):236-242. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-236-242
For citation:
Tekenova U. The originality of artistic psychologism in the works of S. S. Surazakov and D. B. Kainchin. Philology and Culture. 2021;(4):236-242. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-66-4-236-242