Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Художественный текст как документ и горизонты его переосмысления: «Роман с Онегиным» Вадима Леванова

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-103-108

Аннотация

   Статья посвящена анализу пьесы Вадима Леванова «Роман с Онегиным», написанной по мотивам романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и одноименной оперы П. И. Чайковского. В собрании сочинений Леванова пьеса помещена в раздел «Инсценировки». Однако к инсценировкам отнести это произведение можно лишь условно. Обращает на себя внимание подзаголовок: «Игра в четырех актах на темы А. С. Пушкина и П. И. Чайковского». Очевидно, что перед нами
самостоятельное драматургическое произведение, для которого и роман в стихах Пушкина, и опера Чайковского, и многие другие классические произведения русской литературы служат лишь исходным текстовым материалом, то есть документами, которые определенным образом соединяются друг с другом, разрушая сложившиеся за многие годы стереотипы и образуя новые смыслы. Интертекстуальность предстает в пьесе намеренным приемом, равно как и откровенная игра текстами и смыслами. Вадим Леванов апеллирует к культурному опыту читателя / зрителя, приглашая его к активному участию в игре. Он объединяет множество текстов, смыслов, голосов, используя музыкальный прием контрапункта в качестве центрального сюжетообразующего приема.

Об авторе

Т. Журчева
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева
Россия

Татьяна Валентиновна Журчева, кандидат филологических наук, доцент

443086

Московское шоссе, 34

Самара



Список литературы

1. Жбанков М. Р. Игра // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С. 293–294.

2. Леванов В. Н. Роман с Онегиным // Вадим Леванов. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. II. Тольятти: Литературное агентство В. Смирнова, 2018. С. 335–372.

3. Можейко М. А. Интертекстуальность // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С. 333– 335.

4. Мюллер Т. Ф. Контрапункт // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. стб. 919.

5. Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. 516 с.

6. Скороход Н. С. Как инсценировать прозу: Проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с

7. Скороход Н. С. Русский роман и театр: формирование эпического состава действия : автореф. дис. … докт. искусствоведения: Москва, 2021. 60 с.

8. Словарь русского языка : В 4-х т. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. 1981. 698 с.


Рецензия

Для цитирования:


Журчева Т. Художественный текст как документ и горизонты его переосмысления: «Роман с Онегиным» Вадима Леванова. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):103-108. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-103-108

For citation:


Zhurcheva T. Literary text as a document and horizons of its rethinking: “Romance with Onegin” by Vadim Levanov. Philology and Culture. 2021;(3):103-108. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-103-108

Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)