Художественный текст как документ и горизонты его переосмысления: «Роман с Онегиным» Вадима Леванова
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-103-108
Аннотация
Статья посвящена анализу пьесы Вадима Леванова «Роман с Онегиным», написанной по мотивам романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и одноименной оперы П. И. Чайковского. В собрании сочинений Леванова пьеса помещена в раздел «Инсценировки». Однако к инсценировкам отнести это произведение можно лишь условно. Обращает на себя внимание подзаголовок: «Игра в четырех актах на темы А. С. Пушкина и П. И. Чайковского». Очевидно, что перед нами
самостоятельное драматургическое произведение, для которого и роман в стихах Пушкина, и опера Чайковского, и многие другие классические произведения русской литературы служат лишь исходным текстовым материалом, то есть документами, которые определенным образом соединяются друг с другом, разрушая сложившиеся за многие годы стереотипы и образуя новые смыслы. Интертекстуальность предстает в пьесе намеренным приемом, равно как и откровенная игра текстами и смыслами. Вадим Леванов апеллирует к культурному опыту читателя / зрителя, приглашая его к активному участию в игре. Он объединяет множество текстов, смыслов, голосов, используя музыкальный прием контрапункта в качестве центрального сюжетообразующего приема.
Об авторе
Т. ЖурчеваРоссия
Татьяна Валентиновна Журчева, кандидат филологических наук, доцент
443086
Московское шоссе, 34
Самара
Список литературы
1. Жбанков М. Р. Игра // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С. 293–294.
2. Леванов В. Н. Роман с Онегиным // Вадим Леванов. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. II. Тольятти: Литературное агентство В. Смирнова, 2018. С. 335–372.
3. Можейко М. А. Интертекстуальность // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С. 333– 335.
4. Мюллер Т. Ф. Контрапункт // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. стб. 919.
5. Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. 516 с.
6. Скороход Н. С. Как инсценировать прозу: Проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с
7. Скороход Н. С. Русский роман и театр: формирование эпического состава действия : автореф. дис. … докт. искусствоведения: Москва, 2021. 60 с.
8. Словарь русского языка : В 4-х т. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. 1981. 698 с.
Рецензия
Для цитирования:
Журчева Т. Художественный текст как документ и горизонты его переосмысления: «Роман с Онегиным» Вадима Леванова. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):103-108. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-103-108
For citation:
Zhurcheva T. Literary text as a document and horizons of its rethinking: “Romance with Onegin” by Vadim Levanov. Philology and Culture. 2021;(3):103-108. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-103-108