Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Тезаурусно-ориентированная система обучения русскому языку

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-184-188

Аннотация

   Цель статьи – анализ теоретических основ систематизации лексических умений учащихся-казахов младшего школьного возраста и обоснование дидактических условий формирования лексической компетенции в контексте современной парадигмы изучения языка, вбирающей в себя не только когнитивный способ изучения языка, но и функционально-коммуникативный.

   Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: обобщить имеющийся теоретический и практический материал для структурирования и систематизации лексического материала в целях использования более рациональных, логических способов его запоминания; определить принципы отбора тезаурусного минимума и особенности их подачи.

   Исследование экстралингвистической и общеязыковой природы тематической группы, описание ассоциативных связей слов в ее составе позволили бы решить не только проблему системной организации лексического материала, но и рассматривать тематическую дифференциацию лексики как лингвистический феномен. Делаются выводы о значимости когнитивного описания лексики на основе использования метода тезауруса и методики представления лексической семантики в теории фреймов с учетом адресата – учащихся младших классов – посредством использования системно-функционального, когнитивного, тематического подходов. Кроме когнитивной деятельности, при организации тематической лексики необходимо учитывать также относительно устойчивые, обобщенные формы хранения прошлого опыта, в основе которых лежит предвосхищение.

Об авторе

Р. Касымова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан

Рашида Тауекеловна Касымова, доктор педагогических наук, профессор

050040

проспект aль-Фараби 71

Алматы



Список литературы

1. Алексеева Т. В. О значении тезауруса как понятийной основы инновационной деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 114– 118.

2. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. 104 с.

3. Выготский Л. В. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.

4. Жаналина Л. К. Принципы тезаурусно-ориентированной модели обучения русскому языку // Вестник АГУ имени Абая, 2004. № 1 (7). С.88– 95.

5. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981. 366 с.

6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

7. Касымова Р. Т. Тематическая дифференциация русской лексики: проблемы описания и систематизации в лингводидактическом аспекте. Алматы: Алем, 2002. 281 с.

8. Касымова Р. Т. Формирование лексической компетенции учащихся-билингвов на основе понятийной и семантической категоризации // Дидактическая филология. 2016. № 1. C. 59– 65.

9. Кожокарь О. П. Дидактические функции тематических и предметных тезаурусов // Русский язык в школе. 2009. № 7. С. 3– 7. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12880640 (дата обращения: 21. 11. 2019).

10. Кожокарь О. П. Технология построения тематических и предметных тезаурусов (статья вторая) // Русский язык в школе. 2009. № 8. С. 12– 16. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12925054 (дата обращения: 18. 12. 2019).

11. Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом аспекте. М.: Наука, 1978. 114 c.

12. Линдгрен А. Пеппи Длинный чулок (сборник). М.: «Азбука-Аттикус», 1945-1948. 330 c.

13. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение, 2011. № 1. С.18– 35.

14. Остер Г. Привет мартышке. М.: Изд-во АСТ, 2008. 48 с.


Рецензия

Для цитирования:


Касымова Р. Тезаурусно-ориентированная система обучения русскому языку. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):184-188. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-184-188

For citation:


Kassymova R. Thesaurus-oriented system of teaching the Russian language. Philology and Culture. 2021;(3):184-188. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-184-188

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)