Тезаурусно-ориентированная система обучения русскому языку
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-184-188
Аннотация
Цель статьи – анализ теоретических основ систематизации лексических умений учащихся-казахов младшего школьного возраста и обоснование дидактических условий формирования лексической компетенции в контексте современной парадигмы изучения языка, вбирающей в себя не только когнитивный способ изучения языка, но и функционально-коммуникативный.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: обобщить имеющийся теоретический и практический материал для структурирования и систематизации лексического материала в целях использования более рациональных, логических способов его запоминания; определить принципы отбора тезаурусного минимума и особенности их подачи.
Исследование экстралингвистической и общеязыковой природы тематической группы, описание ассоциативных связей слов в ее составе позволили бы решить не только проблему системной организации лексического материала, но и рассматривать тематическую дифференциацию лексики как лингвистический феномен. Делаются выводы о значимости когнитивного описания лексики на основе использования метода тезауруса и методики представления лексической семантики в теории фреймов с учетом адресата – учащихся младших классов – посредством использования системно-функционального, когнитивного, тематического подходов. Кроме когнитивной деятельности, при организации тематической лексики необходимо учитывать также относительно устойчивые, обобщенные формы хранения прошлого опыта, в основе которых лежит предвосхищение.
Об авторе
Р. КасымоваКазахстан
Рашида Тауекеловна Касымова, доктор педагогических наук, профессор
050040
проспект aль-Фараби 71
Алматы
Список литературы
1. Алексеева Т. В. О значении тезауруса как понятийной основы инновационной деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 114– 118.
2. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. 104 с.
3. Выготский Л. В. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
4. Жаналина Л. К. Принципы тезаурусно-ориентированной модели обучения русскому языку // Вестник АГУ имени Абая, 2004. № 1 (7). С.88– 95.
5. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981. 366 с.
6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
7. Касымова Р. Т. Тематическая дифференциация русской лексики: проблемы описания и систематизации в лингводидактическом аспекте. Алматы: Алем, 2002. 281 с.
8. Касымова Р. Т. Формирование лексической компетенции учащихся-билингвов на основе понятийной и семантической категоризации // Дидактическая филология. 2016. № 1. C. 59– 65.
9. Кожокарь О. П. Дидактические функции тематических и предметных тезаурусов // Русский язык в школе. 2009. № 7. С. 3– 7. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12880640 (дата обращения: 21. 11. 2019).
10. Кожокарь О. П. Технология построения тематических и предметных тезаурусов (статья вторая) // Русский язык в школе. 2009. № 8. С. 12– 16. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12925054 (дата обращения: 18. 12. 2019).
11. Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом аспекте. М.: Наука, 1978. 114 c.
12. Линдгрен А. Пеппи Длинный чулок (сборник). М.: «Азбука-Аттикус», 1945-1948. 330 c.
13. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение, 2011. № 1. С.18– 35.
14. Остер Г. Привет мартышке. М.: Изд-во АСТ, 2008. 48 с.
Рецензия
Для цитирования:
Касымова Р. Тезаурусно-ориентированная система обучения русскому языку. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(3):184-188. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-184-188
For citation:
Kassymova R. Thesaurus-oriented system of teaching the Russian language. Philology and Culture. 2021;(3):184-188. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-184-188