Образ эпической героини в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-68-75
Аннотация
В статье впервые в литературоведении подробно рассматривается образ Марьи Павловны Щетининой – эпической героини романа Л. Н. Толстого «Воскресение», представляющей идеальный женский тип, которого до этого не было в творчестве писателя. Оцениваются различные источники появления определенных черт Щетининой: житийные мотивы, образы революционеров и пр. На основе сравнения окончательного текста и черновиков осмысляется процесс отбора Л. Н. Толстым определенных качеств, которыми он наделил Марью Павловну, оценивается работа писателя над созданием непротиворечивой фигуры доброй, искренней и жертвующей собой героини, вся жизнь которой направлена на преображение мира вокруг и помощь ближним. Автором статьи сопоставляются две пары героев: Нехлюдов и Катюша и Марья Павловна и Симонсон, анализируются художественные сцепления, позволяющие оценить достоинства и недостатки персонажей. Фигура Марьи Павловны осмысляется как эпическая – героиня борется не за себя, а за общее дело, является примером девы-воина, наделенной значительной физической и нравственной силой, сражающейся за счастье других людей, за русский народ.
Ключевые слова
Об авторе
В. АндрееваРоссия
Валерия Геннадьевна Андреева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор
121069
Поварская, 25а
156961
1 Мая, 14
Москва
Кострома
Список литературы
1. Андреева В. Г. Образ земли и его функции в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Studia Litterarum. 2020. Т. 5. № 3. С. 236–251.
2. Берман Б. И. Сокровенный Толстой : религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М.: МП Гендальф, 1992. 205 с.
3. Виноградова О. Н. Отношение Л. Н. Толстого к женскому вопросу на примере вариаций женских образов с именем Мария в романе «Воскресение» // Синтез традиций и новаторства в литературе, языке и культуре. Курск: КГУ, 2020. С. 131–137.
4. Гродецкая А. Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной» (жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия главной героини романа) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: ИРЛИ РАН, 1993. Т. 48. С. 433–445.
5. Гродецкая А. Г. Текст «Воскресения» в реконструкции Н. К. Гудзия (Принципы. Полемика. Итоги) // Русская литература. 2012. № 3. С. 73–87.
6. Гудзий Н. К. История писания и печатания «Воскресения» // Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений : в 90 томах. Т. 33. М.: Художественная литература, 1935. С. 329–422.
7. Жданов В. А. Творческая история романа Л. Н. Толстого «Воскресение». М.: Советский писатель, 1960. 452 с.
8. Лукач Г. Теория романа (Опыт историко-философского исследования форм большой эпики) // Новое литературное обозрение. 1994. № 9. С. 19–78.
9. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.: «Наследие», 1995. 360 с.
10. Неклюдов С. Ю. Эпос в мировой литературе // Шаги-Steps. 2015. № 2. С. 7–22.
11. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 томах. М.: Художественная литература, 1928–1958.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева В. Образ эпической героини в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):68-75. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-68-75
For citation:
Andreeva V. The image of the epic heroine in the novel “Resurrection” by Leo Tolstoy. Philology and Culture. 2021;(2):68-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-68-75