Взаимодействие природных и бытовых образов в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-137-145
Аннотация
В статье рассматривается смысловая функция взаимодействия природных и бытовых образов в романе Л. Н. Толстого «Воскресение».
Новизна исследования обусловлена тем, что впервые в литературоведении поднимается проблема взаимосвязи и взаимообусловленности в творчестве Л. Н. Толстого образов из противостоящих друг другу сфер: природы и быта.
Это позволяет обратиться к актуальным вопросам толстовского мировоззрения позднего периода творчества, базирующегося на идее противостояния природы и цивилизации, живой жизни и ограничивающих ее общественных условий. Авторы предлагают анализ ключевых фрагментов романа, в которых представлены соприкасающиеся друг с другом природные и бытовые образы. Образ природы, как правило, противоположен бытовой обстановке. Этот прием контраста используется Л. Н. Толстым не только для того, чтобы подчеркнуть неестественность существующих в российской действительности общественных законов и тех бытовых условий, в которых живут бедные слои населения, но и для изображения изменений в душе главного героя Дмитрия Нехлюдова. В начале романа показана роскошь дворянского быта, отдаляющая представителей высших сословий как от природы, так и от Бога, взывающего к их совести. Преображение в душе Нехлюдова подчеркивается изменением взаимодействия природы и быта. Изображение бытовых условий его жизни отходит на второй план, герой чувствует свою связь с природой, переживает духовное возвышение и осознает Божественную истину. Противостояние природы и бытовой обстановки преодолевается для героя, определившего свой жизненный путь как деятельное служение людям.
Об авторах
А. МасловаРоссия
Анна Геннадьевна Маслова, доктор филологических наук, профессор
610000
Московская, 36
Киров
Д. Земцова
Россия
Дарья Сергеевна Земцова, студент
610000
Московская, 36
Киров
Список литературы
1. Андреева Е. П. Мастерство Л. Н. Толстого в создании образа положительного героя (на примере «Крейцеровой сонаты») // Толстовский сборник (тезисы докладов и сообщений к толстовским чтениям). Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1964. С. 39–51.
2. Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период деятельности. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1980. 270 с.
3. Барабаш О. В. Психологический анализ в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Актуальные проблемы науки и образования : труды Международного юбилейного симпозиума : в 2 томах. Т. I. Пенза, 2003. С. 405–408.
4. Виноградова О. Н. Эволюция образа Екатерины Масловой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» : от падшей женщины до «очеловеченного» Христа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 8. С. 20–25.
5. Данг Тхи Тху Хыон. Природа и «пейзаж души» в романе Льва Толстого «Воскресение» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 5. С. 156–159.
6. Ковалев В. А. Философско-публицистический пейзаж в прозе Льва Толстого : к 160-летию со дня рождения писателя // Вестник Московского университета. Серия 10. М., 1998. № 5. С. 21–26.
7. Кондратьев А. С. Художественная антропология Л. Н. Толстого в прозе 80–90-х годов // Л. Н. Толстой – художник, читатель, мыслитель : материалы XXVII Международных Толстовских чтений. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. С. 75–83.
8. Маймин Е. А. Особенности портретной живописи в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Толстовский сборник. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1964. С. 13–25.
9. Масолова Е. А. Мифологема ветра в романе Толстого «Воскресение» // Ломоносовские чтения на Алтае : сб. научных статей Международной молодежной школы-семинара, г. Барнаул, 5–8 ноября 2013 года : в 6 частях. Ч. V. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2013. С. 91–96.
10. Масолова Е. А. Мифологема солнца в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Русская словесность в России и Казахстан: аспекты интеграции : материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2011. С. 277–284.
11. Масолова Е. А. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: социальный, христианский и мифопоэтический дискурс. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. 220 с.
12. Масолова Е. А. Семантика времен года в романе Л. Толстого «Воскресение» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 4. С. 230–247.
13. Нагина К. А. «Метель-страсть» и «Метель-судьба» в русской литературе XIX столетия // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. Вып. 4. С. 12–20.
14. Николаева С. Ю. О символике пейзажа в «Воскресении» Л. Н. Толстого // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. Тверь, 2013. Вып. 2. С. 78–85.
15. Основин В. В. К вопросу о творческих исканиях Л. Толстого последнего периода // Толстовский сборник № 3 : доклады и сообщения V и VI Толстовских чтений. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1967. С. 51–66.
16. Пичугина О. В. К вопросу о внутренней хронологии романа Л. Н. Толстого «Воскресение» // Л. Н. Толстой: художественная картина мира : сб. научных статей. Кемерово, 2011. С. 110–126.
17. Сотникова Т. С. Философия природы в творчестве Л. Толстого : автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. 24 с.
18. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 томах. Т. 32. Сер. 1. Произведения. М.: Гос. изд-во «Худ. литература», 1936. 541 с.
19. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М.: Художественная литература, 1978. 580 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маслова А., Земцова Д. Взаимодействие природных и бытовых образов в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):137-145. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-137-145
For citation:
Maslova A., Zemtsova D. Interaction of natural and everyday images in Leo Tolstoy’s novel “Resurrection”. Philology and Culture. 2021;(2):137-145. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-137-145