Лингво-методический потенциал медиадискурса при формировании коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-215-221
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению и обоснованию лингвометодического потенциала медиадискурса при формировании коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку, в том числе русскому языку как иностранному. Особое внимание уделяется анализу типовых упражнений, отмечается недостаточность разработки системы упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе ресурсов современного медиадискурса, анализируется в целом возможность использования медиатекстов в практике преподавания иностранного языка, даются рекомендации относительно отбора иллюстративного материала, предлагаются виды упражнений на отработку речевых умений и навыков учащихся. Ведущим методом исследования стал описательный метод, частично использовался контекстуальный вид анализа языкового материала. Так, было установлено, что включение в процесс преподавания иностранного языка новостных и песенных текстов повышает мотивацию к изучению языка, активизирует все виды речевой деятельности учащихся, а также дает возможность познакомиться с типовыми коммуникативными ситуациями, расширить словарный запас. Надо отметить, что использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширяет возможности для проектирования занятий и позволяет воссоздать аутентичную языковую среду для обучающихся; это повышает эффективность овладения коммуникативными навыками в типовых ситуациях речевого общения. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что лингводидактический потенциал медиадискурса в методической практике очень высок, с учетом возможностей использования современных ИКТ возникает необходимость в разработке новых методик по работе с этими видами текстов.
Об авторах
Е. КолосоваРоссия
Елена Ивановна Колосова, кандидат филологических наук, доцент
420008
Кремлевская, 18
Казань
Н. Швайкина
Россия
Нина Сергеевна Швайкина, кандидат педагогических наук, доцент
443100
Молодогвардейская, 244
Самара
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2014 г. N 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним». URL: https://base.garant.ru/70679090/ (дата обращения: 10. 05. 2023).
2. Гордиенко Д. Я., Самарская С. В. Использование медиадискурса в обучении иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург. № 6 (120). 2022. Часть 4. Июнь. С. 26–28.
3. Bochina T., Ageeva J., Vlasicheva V. Multimedia presentation as a strategy of teaching speaking. INTED2014 Proceedings of the 8<sup>th</sup> International Technology, Education and Development Conference. 2014. Pp. 7661–7669.
4. Габдрахманова П. Л., Богатова Е. Н., Мустафина Л. Р. Развитие коммуникативной компетенции в онлайн-среде обучения РКИ: возможности и перспективы // Образовательные технологии и общество. КНИТУ. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-v-onlayn-srede-obucheniya-rki-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 10. 05. 2023).
5. Плеханова Ю. В. Медиативные технологии в иноязычном образовании / Ю. В. Плеханова, М. А. Степанова // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediativnye-tehnologii-v-inoyazychnom-obrazovanii (дата обращения: 12. 05. 2023).
6. Makleeva E. A., Akhmetzyanova L. M., Yan Zhike. Integration of teaching methods and principles of selection of language material in classes of Russian as a foreign language / AD ALTA - Journal of Interdisciplinary Research. Vol.8, Is.1. 2018. Рp. 172–174.
7. На стенах Казанского Кремля покажут сетевое шоу // Казань. АиФ. URL: https://kazan.aif.ru/culture/na_stenah_kazanskogo_kremlya_pokazhut_svetovoe_shou (дата обращения: 10. 05. 2023)
8. Ученые шести стран обсудят в Великом Новгороде новые реальности экономики и маркетинга // Новгород. Городская еженедельная газета. URL: https://gazetanovgorod.ru/novosti/uchyonye-iz-6-stran-obsudyat-v-velikom-novgorode-novye-realnosti-ekonomiki.html (дата обращения: 10. 05. 2023)
9. Болотова Ю. В. Методика использования песен в преподавании русского языка как иностранного: уровни А1-В2 : автореф. дис. ... канд. пед. наук: Москва. 2017. 16 с.
10. Группа «Pizza / Пицца» – «Оружие» (официальная премьера клипа) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=LbLQm5taP0o (дата обращения: 10. 05. 2023)
11. Клава Кока. «Покинула чат» (премьера клипа) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xfT645b6l0s (дата обращения: 10. 05. 2023)
12. Ёлка. «Не падай духом» (official video) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8oU7OyEKv8U (дата обращения: 10. 05. 2023)
13. Алсу. Интервью каналу ТВЦ. Люди настроения // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qQxHzukJAAE (дата обращения: 10. 05. 2023)
14. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 1995. 183 с.
15. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. № 3. Т .2. С. 118–121.
16. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Издательство МГУ, 1998. 348 с.
17. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
18. Hymes D. On Communicative Competence // In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Рp. 269–293.
Рецензия
Для цитирования:
Колосова Е., Швайкина Н. Лингво-методический потенциал медиадискурса при формировании коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):215-221. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-215-221
For citation:
Kolosova E., Shvaikina N. Media discourse linguo-methodological potential for the communicative competence development in foreign language classes. Philology and Culture. 2023;(2):215-221. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-215-221