Художественная функция мотива охоты в башкирском эпосе (на примере произведений «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу»)
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-214-218
Аннотация
Охота всегда являлась важным ремеслом в жизни наших предков, потому что от мастерства и меткости, проявленных во время охоты, зависело качество питания человека и в конечном счете его существование. Древний эпос является тем источником, который дает представление об этом ремесле в его идейно-художественном, эстетическом прочтении. В различных эпосах в зависимости от периода их создания сэсэнами-сказителями мотив охоты предстает по-разному.
Так, в архаическом эпосе «Урал-батыр» репрезентируется более древняя форма бытования охоты, когда вместо орудий, охотничьих снастей героями использовались сухопутные хищные звери для земноводных и хищные рыбы для подводной живности. А в эпосе «Акбузат» охота принимает более четкие очертания, и герои используют кремневку. В «Заятуляк и Хыухылу» данное ремесло воспринимается как ритуал инициации и развлечения для юных героев. Во всех случаях оно выполняет важную сюжетообразующую, художественно-эстетическую функцию: герои находят свое личное счастье, женившись на девушках, которых встретили во время охоты.
Об авторе
Н. ХуббитдиноваРоссия
Нэркэс Ахметовна Хуббитдинова, доктор филологических наук, главный научный сотрудник
450054
Пр. Октября, 71
Уфа
Список литературы
1. Башкирский народный эпос: Эпос народов СССР. М.: Наука, 1977. 519 с.
2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
3. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 727 с.
4. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. Спб.: Петербургское востоковедение, 2003. 464 с.
5. Сагитов М. М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса. Уфа: Китап, 2009. 280 с.
6. Слепцов Ю. А. Культ медведя среди эвенов Якутии и Камчатки // Филология и человек. № 2. 2014. С. 145–150.
7. Сулейманов А. М. Потомки Урал-батыра. Уфа: БГПУ, 2016.
8. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. 255 с.
9. Урманче Ф. И. Тюркский героический эпос (Сравнительно-исторические очерки). Казань: ИЯЛИ, 2018. 448 с.
10. Фрейденберг О. М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. С. 216–237.
11. Хуббитдинова Н. А. Фольклор в башкирской литературе: художественно-эстетический аспект (XIII – нач. XX вв.). Уфа: Гилем, 2016. 274 с.
12. Юлдыбаева Г. В. Сюжет и стиль эпоса «Урал-батыр». Уфа: Гилем, 2007. 140 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хуббитдинова Н. Художественная функция мотива охоты в башкирском эпосе (на примере произведений «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу»). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):214-218. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-214-218
For citation:
Khubbitdinova N. The artistic function of the hunting motif in Bashkir epic (based on “Ural-Batyr”, “Akbuzat”, “Zayatulyak and Khyuhylu”). Philology and Culture. 2021;(2):214-218. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-214-218