Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Художественная функция мотива охоты в башкирском эпосе (на примере произведений «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу»)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-214-218

Аннотация

   Охота всегда являлась важным ремеслом в жизни наших предков, потому что от мастерства и меткости, проявленных во время охоты, зависело качество питания человека и в конечном счете его существование. Древний эпос является тем источником, который дает представление об этом ремесле в его идейно-художественном, эстетическом прочтении. В различных эпосах в зависимости от периода их создания сэсэнами-сказителями мотив охоты предстает по-разному.
Так, в архаическом эпосе «Урал-батыр» репрезентируется более древняя форма бытования охоты, когда вместо орудий, охотничьих снастей героями использовались сухопутные хищные звери для земноводных и хищные рыбы для подводной живности. А в эпосе «Акбузат» охота принимает более четкие очертания, и герои используют кремневку. В «Заятуляк и Хыухылу» данное ремесло воспринимается как ритуал инициации и развлечения для юных героев. Во всех случаях оно выполняет важную сюжетообразующую, художественно-эстетическую функцию: герои находят свое личное счастье, женившись на девушках, которых встретили во время охоты.

Об авторе

Н. Хуббитдинова
Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Россия

Нэркэс Ахметовна Хуббитдинова, доктор филологических наук, главный научный сотрудник

450054

Пр. Октября, 71

Уфа



Список литературы

1. Башкирский народный эпос: Эпос народов СССР. М.: Наука, 1977. 519 с.

2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.

3. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 727 с.

4. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. Спб.: Петербургское востоковедение, 2003. 464 с.

5. Сагитов М. М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса. Уфа: Китап, 2009. 280 с.

6. Слепцов Ю. А. Культ медведя среди эвенов Якутии и Камчатки // Филология и человек. № 2. 2014. С. 145–150.

7. Сулейманов А. М. Потомки Урал-батыра. Уфа: БГПУ, 2016.

8. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. 255 с.

9. Урманче Ф. И. Тюркский героический эпос (Сравнительно-исторические очерки). Казань: ИЯЛИ, 2018. 448 с.

10. Фрейденберг О. М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. С. 216–237.

11. Хуббитдинова Н. А. Фольклор в башкирской литературе: художественно-эстетический аспект (XIII – нач. XX вв.). Уфа: Гилем, 2016. 274 с.

12. Юлдыбаева Г. В. Сюжет и стиль эпоса «Урал-батыр». Уфа: Гилем, 2007. 140 с.


Рецензия

Для цитирования:


Хуббитдинова Н. Художественная функция мотива охоты в башкирском эпосе (на примере произведений «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу»). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):214-218. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-214-218

For citation:


Khubbitdinova N. The artistic function of the hunting motif in Bashkir epic (based on “Ural-Batyr”, “Akbuzat”, “Zayatulyak and Khyuhylu”). Philology and Culture. 2021;(2):214-218. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-214-218

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)