Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-239-245

Аннотация

   Метапредметные компетенции являются основой образовательного процесса, направленного на целостное всестороннее развитие личности обучающегося и его дальнейшую эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Они обеспечивают обучающимся успешное усвоение новых знаний-умений-навыков, включая овладение новыми способами метапредметной познавательной деятельности. Тем не менее в Федеральных государственных образовательных стандартах и педагогической науке до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия «метапредметные компетенции». Автором статьи проведен анализ существующих подходов к содержанию данного понятия, на этой основе сформулировано собственное определение. Метапредметные компетенции представляют собой интегративные умения обучающегося применять предметные и метапредметные знания, способы метапредметной познавательной деятельности и универсальные учебные действия в одной или в нескольких предметных областях, а также в реальных жизненных ситуациях. Автором статьи определены способы оценки уровня сформированности метапредметных компетенций у обучающихся основной школы. На основе специально разработанных заданий проведено исследование уровня их сформированности у учеников 7-х классов. В статье представлены полученные результаты и сформулированы педагогические условия для формирования метапредметных компетенций в основной школе.

Об авторе

Г. Гуторова
Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ; Казанский федеральный университет
Россия

Гульнара Даминжановна Гуторова, научный сотрудник, аспирант

420015

Пушкина, 56

420008

Кремлевская, 18

Казань



Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с. : ил.

2. Боровских А. В., Розов Н. Х. Надпредметное содержание школьного образования // Педагогика. 2014. № 1. С. 3–14.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М: Педагогика: Изд-во МГУ, 1999. 352 c.

4. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1965. 51 c.

5. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». (Учебное пособие). М.: Пушкинский институт, 2001. 544 с.

6. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. М.: Институт учебника «Paideia», 1998. URL: https://shiffersinstitute.com/product/gromyko-yu-v-mysledeyatelnostnaya-pedagogika-teoretiko-prakticheskoe-rukovodstvo-po-osvoeniyu-vysshix-obrazcov-pedagogicheskogo-iskusstva-elektronnaya-versiya/?ysclid=lnn5w8vci7654601106 (дата обращения: 24. 01. 2021).

7. Гуторова Г. Д. Сущность и содержание метапредметного подхода в педагогической науке и ФГОС // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 5(33). С. 41–50. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44095106_47257058.pdf (дата обращения: 28. 02. 2021).

8. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М.: Юнеско, 1996. 31 с.

9. Позднякова Е. П. Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). С. 205–206.

10. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 716–719.

11. Хуторской А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 36–47.

12. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. № 2(40). С. 326–329. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23503485_23236825.pdf (дата обращения: 20. 01. 2021).

13. Ялалов Ф. Г. Этнодидактика как технология практико-ориентированного обучения / Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 2. С. 45–47.

14. Ялалов Ф. Г. Этнодидиктика народов России – исследовательский проект ЮНЕСКО // Успехи современного естествознания. 2005. № 5. С. 91–92.

15. Ялалов Ф. Г. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования / Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 7. С. 51–52.


Рецензия

Для цитирования:


Гуторова Г. Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):239-245. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-239-245

For citation:


Gutorova G. Metasubject competencies and assessment of their development level in secondary school students. Philology and Culture. 2021;(2):239-245. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-239-245

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)