Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Тема борьбы с коронавирусом в текстах российских СМИ (анализ речевого воздействия)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-7-15

Аннотация

   В статье исследуется проблема речевого воздействия на адресата в текстах российских СМИ, освещающих меры по борьбе с коронавирусом. На материале двух противоположных по направленности изданий (РИА Новости и «Эхо Москвы») были выделены кооперативные и некооперативные стратегии и тактики коммуникации c опорой на классификацию О. С. Иссерс и принцип кооперации Г. П. Грайса. Анализ материала показал, что при освещении событий РИА Новости чаще всего обращаются к кооперативным стратегиям (стратегия утешения,  убеждения, одобрения и оправдания), а в текстах «Эхо Москвы» преобладают некооперативные речевые действия (в основном стратегия дискредитации). Изучение комментариев читателей позволило выявить эффективные речевые стратегии и сделать вывод о том, насколько была успешна перлокуция корпоративного адресанта, под которым понимаются автор и издание как единое целое. В работе отмечено, что успешная перлокуция связана не только с уместностью речевых стратегий, но и с принципом кооперации. Идеальный перлокутивный акт возможен при соблюдении принципа кооперации Г. П. Грайса и его постулатов. Выяснилось, что принцип кооперации нарушается при использовании некооперативных стратегий, но тем самым достигается ожидаемый перлокутивный эффект.

Об авторах

Н. Беневоленская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Нонна Петровна Беневоленская, доктор филологических наук, доцент

199034

Университетская наб., 11

Санкт-Петербург



У Сяохун
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

У Сяохун, аспирант

199034

Университетская наб., 11

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике, Вып.16. М.: Прогресс, 1985. С. 217–237.

2. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования : Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Володина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. С.116–133.

3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: ФЛИНТА, 2008. 263 с.

4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.

5. Лисицкая Л. Г. Стратегии общения в современных текстах масс-медиа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-obscheniya-v-sovremennyh-tekstah-mass-media (дата обращения: 27. 02. 2021).

6. Остин Дж. Л. Как производить действия при помощи слов / Пер. с англ. яз. В. П. Руднева; Смысл и сенсибилии / Джон Остин; Пер. с англ. яз. Л. Б. Макеевой. М. Дом интеллектуал. кн.: Идея-Пресс, 1999. 329 с.

7. Путин исключил введение общенационального локдауна в России // РИА Новости (сайт). URL: https://ria.ru/20201029/koronavirus-1582083667.html (дата обращения: 29. 10. 2020).

8. Путин поручил выделить регионам 10 миллиардов рублей на борьбу с COVID-19 // РИА Новости (сайт).URL: https://www.pnp.ru/economics/putin-poruchil-vydelit-regionam-10-mlrd-rubley-na-borbu-s-koronavirusom.html (дата обращения: 28. 10. 2020)

9. Президент Путин пока не привился российской вакциной от коронавируса // «Эхо Москвы» (сайт). URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/607194819a794770c2da4c3b (дата обращения: 23. 10. 2020)

10. Президент Путин поручил незамедлительно выделить регионам 10 миллиардов рублей на меры по борьбе с коронавирусом // «Эхо Москвы» (сайт). URL: https://www.kommersant.ru/doc/4550051 (дата обращения: 28. 10. 2020)

11. Президент Путин заявил, что в России не планируется вводить так называемый локдаун // «Эхо Москвы» (сайт). URL: https://tass.ru/obschestvo/13608637 (дата обращения: 29. 10. 2020)

12. Путин сообщит, когда сделает прививку от коронавируса // РИА Новости (сайт). URL: https://ria.ru/20201023/privivka-1581172470.html (дата обращения: 23. 10. 2020)

13. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. 597 с. URL: https://www.studmed.ru/rozhdestvenskiy-yuv-teoriya-ritoriki_b1490329e0f.html

14. Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении // Эмоции в языке и речи: [Сб. науч. тр.]. М.: РГГУ, 2005. С. 106–116. URL: https://primo.nlr.ru/permalink/f/df0lai/07NLR_LMS000918094

15. Якубова Н. М. Тактика экспликации сомнения в кооперативных и некооперативных речевых стратегиях (на материале английского языка) // Вестник ТГПУ, Вып. 10(151). 2014. с. 40

16. Alan Bell. Language Style as Audience Design. Language in Society. Vol.13, No.2 (Jun.,1984). Cambridge University Press, pp. 145–204. https://www.jstor.org/stable/i393672


Рецензия

Для цитирования:


Беневоленская Н., Сяохун У. Тема борьбы с коронавирусом в текстах российских СМИ (анализ речевого воздействия). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):7-15. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-7-15

For citation:


Benevolenskaya N., Xiaohong W. The topic of combating coronavirus in Russian media text (analyzing speech influence). Philology and Culture. 2021;(1):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-7-15

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)