Тема борьбы с коронавирусом в текстах российских СМИ (анализ речевого воздействия)
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-7-15
Аннотация
В статье исследуется проблема речевого воздействия на адресата в текстах российских СМИ, освещающих меры по борьбе с коронавирусом. На материале двух противоположных по направленности изданий (РИА Новости и «Эхо Москвы») были выделены кооперативные и некооперативные стратегии и тактики коммуникации c опорой на классификацию О. С. Иссерс и принцип кооперации Г. П. Грайса. Анализ материала показал, что при освещении событий РИА Новости чаще всего обращаются к кооперативным стратегиям (стратегия утешения, убеждения, одобрения и оправдания), а в текстах «Эхо Москвы» преобладают некооперативные речевые действия (в основном стратегия дискредитации). Изучение комментариев читателей позволило выявить эффективные речевые стратегии и сделать вывод о том, насколько была успешна перлокуция корпоративного адресанта, под которым понимаются автор и издание как единое целое. В работе отмечено, что успешная перлокуция связана не только с уместностью речевых стратегий, но и с принципом кооперации. Идеальный перлокутивный акт возможен при соблюдении принципа кооперации Г. П. Грайса и его постулатов. Выяснилось, что принцип кооперации нарушается при использовании некооперативных стратегий, но тем самым достигается ожидаемый перлокутивный эффект.
Об авторах
Н. БеневоленскаяРоссия
Нонна Петровна Беневоленская, доктор филологических наук, доцент
199034
Университетская наб., 11
Санкт-Петербург
У Сяохун
Россия
У Сяохун, аспирант
199034
Университетская наб., 11
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике, Вып.16. М.: Прогресс, 1985. С. 217–237.
2. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования : Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Володина. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. С.116–133.
3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: ФЛИНТА, 2008. 263 с.
4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
5. Лисицкая Л. Г. Стратегии общения в современных текстах масс-медиа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-obscheniya-v-sovremennyh-tekstah-mass-media (дата обращения: 27. 02. 2021).
6. Остин Дж. Л. Как производить действия при помощи слов / Пер. с англ. яз. В. П. Руднева; Смысл и сенсибилии / Джон Остин; Пер. с англ. яз. Л. Б. Макеевой. М. Дом интеллектуал. кн.: Идея-Пресс, 1999. 329 с.
7. Путин исключил введение общенационального локдауна в России // РИА Новости (сайт). URL: https://ria.ru/20201029/koronavirus-1582083667.html (дата обращения: 29. 10. 2020).
8. Путин поручил выделить регионам 10 миллиардов рублей на борьбу с COVID-19 // РИА Новости (сайт).URL: https://www.pnp.ru/economics/putin-poruchil-vydelit-regionam-10-mlrd-rubley-na-borbu-s-koronavirusom.html (дата обращения: 28. 10. 2020)
9. Президент Путин пока не привился российской вакциной от коронавируса // «Эхо Москвы» (сайт). URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/607194819a794770c2da4c3b (дата обращения: 23. 10. 2020)
10. Президент Путин поручил незамедлительно выделить регионам 10 миллиардов рублей на меры по борьбе с коронавирусом // «Эхо Москвы» (сайт). URL: https://www.kommersant.ru/doc/4550051 (дата обращения: 28. 10. 2020)
11. Президент Путин заявил, что в России не планируется вводить так называемый локдаун // «Эхо Москвы» (сайт). URL: https://tass.ru/obschestvo/13608637 (дата обращения: 29. 10. 2020)
12. Путин сообщит, когда сделает прививку от коронавируса // РИА Новости (сайт). URL: https://ria.ru/20201023/privivka-1581172470.html (дата обращения: 23. 10. 2020)
13. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. 597 с. URL: https://www.studmed.ru/rozhdestvenskiy-yuv-teoriya-ritoriki_b1490329e0f.html
14. Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении // Эмоции в языке и речи: [Сб. науч. тр.]. М.: РГГУ, 2005. С. 106–116. URL: https://primo.nlr.ru/permalink/f/df0lai/07NLR_LMS000918094
15. Якубова Н. М. Тактика экспликации сомнения в кооперативных и некооперативных речевых стратегиях (на материале английского языка) // Вестник ТГПУ, Вып. 10(151). 2014. с. 40
16. Alan Bell. Language Style as Audience Design. Language in Society. Vol.13, No.2 (Jun.,1984). Cambridge University Press, pp. 145–204. https://www.jstor.org/stable/i393672
Рецензия
Для цитирования:
Беневоленская Н., Сяохун У. Тема борьбы с коронавирусом в текстах российских СМИ (анализ речевого воздействия). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):7-15. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-7-15
For citation:
Benevolenskaya N., Xiaohong W. The topic of combating coronavirus in Russian media text (analyzing speech influence). Philology and Culture. 2021;(1):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-7-15