Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Часто цитируемая работа Р. Якобсона, или Почему мама и … мама?

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-34-45

Аннотация

   Внимательное прочтение часто цитируемой работы Романа Якобсона «Почему мама и папа?» показывает, что концепт «мама» не всегда относится к материнству. В статье рассматриваются некоторые аспекты, связанные с происхождением основного термина, относящегося к материнству, и описывается, как он превратился в «отца» / «папу» / «человека» и т. д., в социальные ярлыки, которые являются преобладающей (хотя и не исключительной) частью начального вербального развития детской речи. Лексемы, содержащие схожую семантику и фонологические контуры, были взяты из 1000 языков со всего мира и изучались с точки зрения глобального и кросс-культурного подхода. Среди терминов, обозначающих родителей, лексема mama в значении «папа», «отец», «муж», «мужчина», «мужчина», «человек» и «человеческое существо» (семантический сдвиг) в меньшей степени отражает общемировую кросс-лингвистическую тенденцию, чем mama в значении «мама» и «мать». Тем не менее, они широко представлены в лексике языковой карты мира. Отмеченные лексико-семантические универсалии доменов семейных терминов могут служить полезным инструментом для изучения семантических сдвигов в лексико-семантической типологии. Мы утверждаем, что упомянутая и в значительной степени игнорируемая тенденция имеет общемировое значение с глубокими корнями в психологии человека и влияет на семантическое развитие как отдельного говорящего, так и языкового сообщества. Таким образом, мы предполагаем, что некоторые лингвистические парадигмы природообусловлены.

Об авторе

А. Зельдин
Управление государственной службы
Израиль

Анатолий Зельдин, соискатель

76300

Реховот



Список литературы

1. Bengston, J. (2010). On Fossil Dinosaurs and Fossil Words. “Linguistic Fossils: Studies in Historical Linguistics and Paleolinguistics”. “Language in Time and Space”. Vol. 5. Drover-Davidson, C. (ed.). Calgary. Octavia & Co. Press. (In English)

2. Bengston, J., Ruhlen, M. (1994). Global Etymologies. “On the Origin of Languages: Studies in Linguistic Taxonomy”, Ruhlen M. (ed.). Stanford University Press. (In English)

3. Bickerton, D. 1995. Language and Human Behaviour. Seattle, Washington. University of Washington Press, (In English)

4. Blust, R. Proto-Western Malayo-Polinesian Vocatives. Bijdragen tot de Taal-Landen Volkenkunde, 1979, 135(2–3): 205–251. (In English)

5. Blust, R. Notes on Pazeh Phonology and Morphology. Oceanic Linguistics, 1999, 38(2): 321–365. (In English)

6. Bybee, J. From Usage to Grammar: the Mind’s Response to Repetition. Language, 2006, 82(4): 711–733. (In English)

7. Cheney, D., Seyfarth, R. (2005). Constraints and preadaptations in earliest stages of language evolution. The Linguistic Review. Special issue “The Role of Linguistics in Cognitive Science”, Ritter N. (ed.), 22(2-4), 135–160. (In English)

8. Chomsky, N. (2002). On Nature and Language. Cambridge University Press. (In English)

9. Chonaill, B. N. (1997). Fosterage: Child-Rearing in Medieval Ireland. Pp. 5 (1), 28–31. History Ireland. (In English)

10. Comrie, B. (1987). Introduction. In The World Major Languages. Comrie B. (ed.) Pp. 1–22. Oxford University Press. (In English)

11. Crystal, D. (1991). The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press. (In English)

12. De l’Etang, A. M., Bancel, P. J. (2005). The Global Distribution of (P)APA and (T)ATA and Their Original Meaning. Mother Tongue. Pp. 9, 133–169. (In English)

13. De Villiers, P., de Villiers, J. (1979). Early Language. Harvard University Press. Cambridge, Massachusets. (In English)

14. Eberhard, D., Simons, G., Fennig, Ch. (eds.) (2020). Ethnologue: Languages of the World. XXIII ed. Dallas, Texas, SIL International. (In English)

15. Fitch, W. T. (2010). The Evolution of Language. Cambridge University Press. (In English)

16. Ginzburgh, Y. (1992). The Hebrew Letters. Channels of Creative Consciousness. Gal Einai Publications, Jerusalem. (In English)

17. Goddard, C., Wierzbicka, A. (1994). Introducing Lexical Primitives. Semantic and Lexical Universals. Theory and Empirical Findings. Goddard C. & Wierzbicka A. (eds.). Pp. 31–54. John Benjamin Publishing Company, Amstredam & Philadelphia. (In English)

18. Greenfield, P., Smith, J. (1976). The Structure of Communication in Early Language Development. Academic Press, NY-SF-L. (In English)

19. Hansen, A. (2008), Fosterage and Dependency in Medieval Iceland and Its Significance in Gísla Saga. “Youth and Age in the Medieval North”. Pp. 42, 73–86. The Northern World. (In English)

20. Hoad, T. (1993). The Concise Oxford Dictionary of English Etymology. Oxford University Press, Oxford, NY. (In English)

21. Hurford, J. (2011). Linguistics from an Evolutionary Point of View. “Handbook of the Philosophy of Science”, vol. 14: “Philosophy of Linguistics” Kempson R., Fernando T., Asher N. (eds.), Elsevier B. V. (In English)

22. Jakobson, R. (1960). Why ‘Mama’ and ‘Papa’? In Perspectives in Psychological Theory: Essays in Honour of Heinz Werner, Kaplan B., Wapner S. (eds.), International Universities Press, NY. (In English)

23. Jakobson, R. Child Language, Aphasia and Phonological Universals. Mouton, the Hague, 1968. (In English)

24. Jakobson, R., Halle, M. (1956). Fundamentals of Language. Gravenhage. (In English)

25. Jespersen, O. (2018). Language, Its Nature, Development and Origin. 1922. Allen & Unwin, L. (In English)

26. Hewlett, B. (1991). Intimate Fathers: the Nature and Context of Aka Pygmy Paternal Infant. University of Michigan Press. (In English)

27. Klimov, G. (1998). Etymological Dictionary for the Kartvelian Languages. Walter de Gruyter. (In English)

28. Kosven, M. (1935). Atalyčestvo. Sovetskaia etnografia [Soviet Etnography]. 2. (In Russian)

29. Lenneberg, E. A. (1968) Biological Perspective of Language, in Language. Selected Readings. Oldfield, R. C., Marshall J. C. (eds.), Penguin Books, pp. 32–47. (In English)

30. Líedloff, J. (1975). The Continuum Concept: in Search of Happiness Lost. Duckworth, Locke, L. Phases in the Child’s Development of Language. American Scientist, pp. 82, 436–445. (In English)

31. Pagel, M., Atkinson Q., Calude A. & Meade A. Ultraconserved Words Point to Deep Language Ancestry across Eurasia. PNAS, 2013, 110(21), 8471–8476. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Ultraconserved-words-point-to-deep-language-across-Pagel-Atkinson/d0543f8c1a6900a6c025c571a4c8ec0776dd138e doi: 10.1073/pnas.1218726110 (accessed: 31. 03. 2021). (In English)

32. Pagel, M., Atkinson, Q. & Meade, A. (2007). Frequency of Word-Use Predicts Rates of Lexical Evolution throughout Indo-European History. Nature, pp. 449, 171–720. (In English)

33. Parkes, P. (2006). Celtic Fosterage: Adoptive Kinship and Clientage in Northwest Europe. Society for Comparative Study of Society and History, 48(2), pp. 359–95. (In English)

34. Piaget, J. (1959). The Language and Thought of the Child. Meridian Books, NY. (In English)

35. Quillier, P. (1996). Dramaturgies in vertige. L’origine de langage. Collegium Budapest Workshop Series, Trabant J. (ed.). (In English)

36. Szemerényi, O. (1960). Studies in the Indo-European System of Numerals. Carl Winter, Universitätsverlag, Heidelberg. (In English)

37. Suarèz, C. (1992). The Cipher of Genesis. The Original Code of the Qabala as Applied to the Scriptures. Samuel Weiser Inc., York Beach, Maine. (In English)

38. Taitbout de Marigny (1821). Voyage en Circassie, fait in 1818. J. Dekeyn, Bruxelles. (In French)

39. Tardif, T., Fletcher, P., Liang,W., Zhang, Zh. & Kaciroti, N. (2008). Baby’s First 10 Words. Developmental Psychology, 44(4), pp. 929–938. (In English)

40. Turgot, A. R. (1971). Remarques critiques sur les “Reflections philosophiques” de Maupertuis”. “Sur l’origine du language. Etude de Ronald Grimley”, Librarie Droz, Geneve. (In French)

41. Wierzbicka, A. (1996). Semantics: Primes and Universals. Oxford University Press, Oxford, NY. (In English)

42. Wilkinson, A. (1971). Foundation of Language. Oxford University Press. (In English)

43. Zeldin, A. Zvukovoi simvol “mama” v sinchroničeskom i diachroničeskom aspekte (The ‘MAMA’ Sound Symbol Viewed Synchronically and Diachronically). Voprosy psicholingvistiki (Issues of Psycho-linguistics), 4(38), pp. 120–136. URL: https://iling-ran.ru/library/voprosy/38/VPL-4-2018-fin-120-136.pdf (accessed: 31. 03. 2021). (In Russian)


Рецензия

Для цитирования:


Зельдин А. Часто цитируемая работа Р. Якобсона, или Почему мама и … мама? Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):34-45. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-34-45

For citation:


Zeldin A. Jakobson revisited or why mama and…mama? Philology and Culture. 2021;(1):34-45. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-34-45

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)