Поэтика «Либретто» в творчестве Марии Степановой
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-155-161
Аннотация
В статье предложена интерпретация жанрового обозначения «опера» в составе «Добавления» к циклу Марии Степановой «Киреевский». Название цикла отсылает к собранию народных песен П. Киреевского. В стихотворениях множество аллюзий (в том числе ритмико-интонационных) к популярному песенному репертуару. Однако в «операх» обыгрываются сюжеты музыкальных произведений, но не их собственное звучание, поэтому можно говорить о поэтике «либретто». На примере текста «Аида» выявляется приоритет слова над «музыкой» стиха. Собственный голос лирический субъект иронично называет «фиоритурой» и «колоратурой», что указывает на усложненность поэтического языка, обыгрывающего некий классический претекст. Опера Верди, сюжет которой опирается на древнюю легенду, выступает основой, позволяющей мифологизировать современную ситуацию, в которой оказывается продавщица-мигрантка. Следующие за «операми» два стихотворения, содержащие образы дуба, белки, падающих желудей, наполнены мотивами жизни и творчества, по контрасту с сюжетами «опер». Эти образы вбирают в себя и мифологическую семантику, и историко-литературную традицию. Задача Степановой – удержать распадающуюся ткань культуры, ее нити и основу. Метафорически ее тексты можно назвать «либретто» в том смысле, что они сопрягают разные культурные и стилистические «партии», а собственно лирическое «я» оказывается вплетенным в хор других «голосов».
Ключевые слова
Об авторе
Н. БарковскаяРоссия
Нина Владимировна Барковская, доктор филологических наук, профессор
620017
пр-т Космонавтов, 26
Екатеринбург
Список литературы
1. Верина У. Ю. Приближение к лирическому «я» : о композиции книги стихов М. Степановой «Киреевский» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015. № 2. С. 99–109.
2. Гервер Л. Л. Музыкальный миф в поэзии первой половины ХХ века. М.: Индрик, 2001. 248 с.
3. Житенев А. А. Поэтология в книгах эссе А. Скидана и М. Степановой // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 174–180.
4. Житенев А. А. «Что же делать с новоявленным знаньем?» (Рец. на кн.: Степанова М. Киреевский. СПб., 2012 // НЛО. 2012. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/6/chto-zhe-delat-s-novoyavlennym-znanem.html (дата обращения: 11. 11. 2020).
5. Кукулин И. В. Двадцать лет пения без аккомпанемента: Взлет и превращения женской инновативной поэзии в постсоветской России // И. В. Кукулин. Прорыв к невозможной связи : статьи о поэзии. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый. 2019. С. 317–354.
6. Ремизов А. М. Сторона небывалая : Легенды, сказки, сны, фантастика, исторические были-небыли. Сб. / сост. И. Попов, Н. Попова; вступ. ст., комм., словарь И. Попова. М: Русский путь, 2001. 488 с.
7. Соколова Л. В. Зачин в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова о полку Игореве» / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. С. 65–74. URL: http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/isl/isl-065-.htm (дата обращения: 25. 12. 2020).
8. Степанова М. М. Против лирики. М.: АСТ, 2017. 488 с.
9. Степанова М. М. Один, не один, не я. М: Новое издательство, 2014. 200 с.
10. Шарыпкин Д. М. Боян в «Слове о полку Игореве» и поэзия скальдов // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Т. 31. Л., 1976, С. 14–22.
Рецензия
Для цитирования:
Барковская Н. Поэтика «Либретто» в творчестве Марии Степановой. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):155-161. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-155-161
For citation:
Barkovskaya N. The “libretto” poetics in Maria Stepanova’s works. Philology and Culture. 2021;(1):155-161. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-155-161