Образ преступника в рассказе Ф. Шиллера «Преступник из-за потерянной чести» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-214-218
Аннотация
Статья посвящена исследованию воплощения образа преступника в рассказе Ф. Шиллера «Преступник из-за потерянной чести» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод о схожести эстетических воззрений писателей: оба опираются на принцип антропоцентризма. Шиллер и Достоевский обращают внимание не на событийную составляющую, а на внутренний мир героя. Несмотря на множество различий в изображении преступника, в поэтике обоих авторов присутствует общее – изображение человека, находящегося под воздействием совести и морали. Эстетический идеал русского писателя – человек, выражающий нравственное начало, божественное в человеке. В теоретической мысли русского писателя звучит идея нравственной красоты. Гармония, благообразие служат лишь внешней оболочкой, когда моральная высота предстает эстетическим идеалом Ф. М. Достоевского. К этой красоте, истине стремятся герои его произведений. Русский писатель говорит о двойственности красоты, «двух безднах» человеческой души: «содомской» – низкой, греховной, связанной с красотой телесной, чувственной, и «мадонской» – высокой, связанной с духовной красотой, человек может соединять в себе обе. Эстетический идеал писателя обращен к духовной красоте.
Об авторе
Е. СычеваРоссия
Елена Олеговна Сычева, старший преподаватель
125315
Ленинградский проспект, 80 Е
Москва
Список литературы
1. Ветловская В. Е. Логическая основа художественного текста, или Что скрывает Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2020. Том 18. № 1. С. 239–259.
2. Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. Заметки русского германиста. М.: Советский писатель, 1984. 279 с.
3. Герик Х. Ю. Достоевский и Шиллер. Предварительный опыт поэтологического сравнения // Достоевский. Материалы и исследования. 2010. № 19. С. 5–16.
4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 6. Л.: Наука, 1973. 422 с.
5. Евлампиев И. И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»). СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 585 с.
6. Ницше Φ. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 829 с.
7. Поддубная Р. Н. О проблеме наказания в романе «Преступление и наказание». Достоевский. Материалы и исследования. 1976. № 2. С. 96–105.
8. Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. Т. 3. М.: Издательство художественной литературы, 1956. 700 с.
9. Chris Barker. Dostoevsky and Education through Punishment / Barker Сh.The Review of Politics. 2018. № 80. P. 463–486.
10. Ivanits Linda. Dostoevsky and the Russian People / Ivanits L. Cambridge university press, 2008. 258 p.
Рецензия
Для цитирования:
Сычева Е. Образ преступника в рассказе Ф. Шиллера «Преступник из-за потерянной чести» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):214-218. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-214-218
For citation:
Sycheva E. The image of the criminal in F. Schiller’s short story “The Criminal from Lost Honor” and in F. Dostoevsky’s novel “Crime and Punishment”. Philology and Culture. 2021;(1):214-218. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-214-218