Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Творческие стратегии в литературной критике В. С. Соловьева (на материале работ «Поэзия Ф. И. Тютчева» и «Русские символисты»)

https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-225-230

Аннотация

   В работе анализируются ключевые творческие стратегии в литературной критике В. С. Соловьева середины 1890-х годов. На материале статьи «Поэзия Ф. И. Тютчева» и рецензий «Русские
символисты» автор рассматривает характер коммуникации критика с читателем, принципы организации им коммуникативного акта.

   В качестве целей работы заявлены: подтверждение присутствия особых творческих стратегий в диалоге этого критика с читателем, осмысление логики их использования, анализ характера коммуникативного пространства, выстраиваемого в его критической прозе.

   Автор статьи делает вывод о сознательном использовании Соловьевым-критиком просветительско-пророческой и игровой творческих стратегий при организации диалога с читателем, о применении их в зависимости от актуальных задач и внешней литературной ситуации. Антиномичный характер этих стратегий свидетельствовал о совмещении в творческом сознании критика созерцательно-рефлексивной и созидательно-игровой направленности, о стремлении сочетать риторическое и диалогическое отношение к адресату. Соловьев то абсолютизировал свою мысль и внушал ее читателю, то намеренно делал текст многозначным, провоцировал читательское сознание к ответной реакции. В этом плане литературно-критическое творчество Соловьева отражало основные тенденции в отечественном литературном процессе конца XIX века.

Перенести в английский вариант

   The work analyzes key creative strategies in V. Solovyov literary criticism of the mid-1890s and examines the nature of the critic’s communication with the reader and his principles of organizing a communicative act, based on the article “Poetry of F. Tyutchev” and the reviews “Russian Symbolists”.

   The aims of the work are: to confirm the presence of special creative strategies in the dialogue of this critic with the reader; to understand the logic of their use; to analyze the nature of the communicative space built in his critical prose.

   The article concludes that, as a critic, Solovyov consciously used educational-prophetic and game creative strategies when organizing a dialogue with the reader and applied them depending on the urgent tasks and the external literary situation. The antinomic nature of these strategies in-
dicated a combination of contemplative-reflexive as well as constructive and game focuses in the creative mind of the critic, and his desire to combine rhetorical and dialogical attitudes to the addressee. Solovyov first absolutized his thought and suggested it to the reader, then he deliberately made the text ambiguous, provoking the reader’s consciousness to respond. In this regard, Solovyov’s literary and critical work reflects the main trends in the Russian literary process of the late 19th century.

Об авторе

Н. Юрина
Национальный исследовательскийь Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Наталья Геннадьевна Юрина, доктор филологических наук, профессор

430005

Большевистская, 68

Саранск



Список литературы

1. Айхенвальд Ю. И. Тютчев // Ю. И. Айхенвальд. Силуэты русских писателей : в 2 т. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. Т. 1. С. 116–124.

2. Баранец Н. Г. Дискурсивные и жанровые особенности творчества В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. 2002. Вып. 2. С. 18–34.

3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1952. С. 428–472.

4. Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. М.: Изд-во МГУ, 1982. 51 с.

5. Соловьев В. С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. 422 c.

6. Тюпа В. И. Основания сравнительной риторики // Критика и семиотика. 2004. Вып. 7. С. 66–87.

7. Юрина Н. Г. Авторские стратегии в художественном творчестве В. С. Соловьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 6. С. 74–79.

8. Юрина Н. Г. Литературно-художественное творчество В. С. Соловьева в контексте русской словесности второй половины ХIХ века (эстетика, поэтика, стиль). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. 548 с.

9. Ariskina O. L., Yurina N. G. Features of the linguistic personality of V. S. Solovyov-publicist (speech: “three forces“) // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. 25 (Extra 5). P. 39–50.

10. Коryčánková S. Лексико-семантическое оформление философски значимых образов в поэзии В. С. Соловьева. Brno: Masarykova univ., 2013. 202 с.


Рецензия

Для цитирования:


Юрина Н. Творческие стратегии в литературной критике В. С. Соловьева (на материале работ «Поэзия Ф. И. Тютчева» и «Русские символисты»). Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(1):225-230. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-225-230

For citation:


Yurina N. Creative strategies in V. Solovyov literary studies (based on his works “F. Tyutchev’s Poetry” and “Russian Symbolists”). Philology and Culture. 2021;(1):225-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-63-1-225-230

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)