Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Учет особенностей национального коммуникативного поведения в сфере общественного питания в содержании обучения русскому языку китайских студентов

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-246-253

Аннотация

   В статье освещается вопрос взаимосвязи языкового и культурного аспектов коммуникативного поведения и их учет в содержании обучения русскому языку как иностранному.

   Объектом изучения являются нормы и традиции поведения представителей русской и китайской культур в сфере общественного питания.

   Целью данного исследования является сопоставление русских и китайских традиций коммуникативного поведения в гастрономической сфере, определение уровня этнокультурных и лингвистических знаний иностранных учащихся в исследуемой области, выявление взаимосвязи между уровнем знаний и сформированностью межкультурной коммуникативной компетентности учащихся как интегральной характеристики личности, а также обоснование необходимости учета особенностей национального коммуникативного поведения в сфере общественного питания в содержании обучения русскому языку китайских студентов.

   Основными методами, используемыми в работе, являются анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, метод опроса, проведенного среди 962 студентов из высших учебных заведений Китая и России, методы математической обработки полученных данных и сопоставительного анализа. Количественная и содержательная обработка материалов исследования выявили существенные несовпадения в нормах и традициях поведения представителей русской и китайской культур в сфере общественного питания, недостаточный уровень этнокультурных знаний и достаточный уровень лексических знаний учащихся в исследуемой области, наличие культурологических помех, влияющих на степень сформированности межкультурной коммуникативной компетентности китайских студентов. На основе полученных результатов были сделаны выводы о необходимости учета коммуникативно-поведенческого аспекта культуры повседневности, подразумевающего нормы и традиции поведения представителей русской и китайской культур в сфере общественного питания, в содержании обучения РКИ. Перспективы исследования связаны с созданием обучающей интерактивной платформы «Гастрономическое путешествие во времени».

Об авторе

М. Чепинская
РГПУ им. А. И. Герцена
Россия

Марина Александровна Чепинская, аспирант

199053

1-я линия В. О., 52

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Баграмова Н. В. Языковая личность с позиции теории билингвизма // Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода / отв. ред. Г. А. Баева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. С.5–20.

2. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / А. Л. Бердичевский, И. А. Гиниатуллин [и др.] ; под ред. А. Л. Бердичевского. М.: Русский язык. Курсы, 2011. 182 с.

3. Стернин И. А. Очерк русского коммуникативного поведения. Галле: Изд-во Галле-Виттенбергского университета им. М. Лютера, 1991. 59 с.

4. Стернин И. А. Русское и китайское коммуникативное поведение. Вып.1. Воронеж: изд-во «Истоки», 2002. 76 с.

5. Русское и финское коммуникативное поведение / Под ред. И. А. Стернина, Н. Турунен, И. П. Лысаковой. Вып. 1. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного технического университета, 2000. 99 с.

6. Стернин И. А., Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского коммуникативного поведения. Воронеж: Истоки, 2003. 185 с.

7. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта: Наука, 2006. 238 с.

8. Стернин И. А., Камбаралиева У. Дж. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования: Омский ГУ им. Ф. М. Достоевского. 2018. №2 (16). С. 21–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-opisaniya-kommunikativnogo-povedeniya

9. Камбаралиева У. Дж. Особенности исследования коммуникативного поведения народов на современном этапе // Вестник Бишкекского Государственного Университета. 2019. № 4 (50). С. 65–68.

10. Фурманова В. П., Лаптева И. В. Коммуникативное поведение в межкультурном общении: дискурсивно-интерпретационный анализ // Центр и Периферия. 2020. № 3. С. 4–7

11. Иссерс О. С. Полевое и экспериментальное исследования коммуникативного поведения в свете концепции И. А. Стернина // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 3. С. 547–563. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polevoe-i-eksperimentalnoe-issledovaniya-kommunikativnogo-povedeniya-v-svete-kontseptsii-i-a-sternina

12. Базарова Т. С., Хинзеева Н. П. Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в иноязычной образовательной среде : монография. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 190 с.

13. Румянцева Е. В. Опыт изучения речеповеденческих тактик русского коммуникативного поведения на занятиях по РКИ // Избранные труды по филологии и лингводидактике / Лысакова И. П. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. С. 393–395

14. Васильева Г. М., Чепинская М. А., Ван Ц. Коммуникативная сфера общественного питания в языковом сознании китайских студентов: этнокультурные барьеры и помехи // Русистика. 2022. Т. 20. № 3. С. 330–343.

15. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. 159 с.

16. Стернин И. А. Теоретические и прикладные проблемы языкознания : избр. работы. Воронеж: Истоки, 2008. 595 с.

17. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. М.: «Восток-Запад», 2006. 206 с.

18. Чепинская М. А. Объем и структура лексико-семантической группы наименований предприятий общественного питания, выступающей в качестве предмета обучения русскому языку иностранных студентов // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 11. С. 142-147.

19. Саблина С. Г. Барьеры коммуникации в межкультурной среде // Актуальные проблемы теории коммуникации : сборник научных трудов. / СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 52–74.

20. Ху Синьюэ. Различия в китайских и русских манерах поведения за столом с точки зрения межкультурной коммуникативной перспективы // Культура и цивилизация. 2022. Том 12. № 3А. С. 110–119. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2022-3/a13-hu-xinyue.pdf

21. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Том X (№ 1). С. 125–139.


Рецензия

Для цитирования:


Чепинская М. Учет особенностей национального коммуникативного поведения в сфере общественного питания в содержании обучения русскому языку китайских студентов. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):246-253. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-246-253

For citation:


Chepinskaya M. Consideration of the national communicative behavior features in the public food service when teaching Russian to Chinese students. Philology and Culture. 2023;(2):246-253. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-246-253

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)