К вопросу об изучении имен собственных в лингвокультурологическом аспекте на уроках русского языка как неродного
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-261-266
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее эффективные методические приемы работы при обучении именам собственным в узбекской школе. При этом отмечается, что недостаточен только лингвистический аспект, который представлен в действующих учебниках русского языка, в современной школе важно использовать лингвокультурологический подход, поскольку необходимо формировать культуроведческую компетенцию школьников. В исследовании использованы такие методы, как анкетирование, анализ, обобщение. Обосновывается, что изучение имен собственных в лингвокультурологическом аспекте будет способствовать расширению лингвострановедческого кругозора узбекских школьников. Проведенное исследование подтверждает мысль о том, что большего внимания требуют к себе антропонимы и топонимы. Предложенный нами список имен собственных позволил обратить внимание узбекских школьников на выдающихся деятелей российской науки, культуры, образования. Названия наиболее известных городов, рек, озер России также вошли в наш список, с которым узбекские школьники познакомились на уроках русского языка в 5-6 классах в течение 2021–2022 учебного года. Наиболее эффективным методом работы оказались минипроекты об именах собственных, которые выполняли учащиеся в течение учебного года. Считаем, что результаты нашего исследования актуальны для методики преподавания русского языка как неродного, а также для преподавателей и учителей русского языка, аспирантов и магистрантов.
Об авторах
З. ЮсуповаРоссия
Зульфия Фирдинатовна Юсупова, кандидат педагогических наук, доцент
42000
Кремлевская, 18
Казань
К. Закирьянов
Россия
Кабир Закирьянович Закирьянов, доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник
450076
Заки Валиди, 32
Уфа
Б. Жамолдинова
Россия
Бахтигул Нурмухамматовна Жамолдинова, магистрант
420008
Кремлевская, 18
Казань
Список литературы
1. Халупо О. И. Имена собственные как отражение лингвокультурной картины мира // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imena-sobstvennye-kak-otrazhenie-lingvokulturnoy-kartiny-mira (дата обращения: 20. 03. 2023).
2. Фаткуллина Ф. Г. Топонимы как компонент языковой картины мира // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18126 (дата обращения: 20. 03. 2023).
3. Бондалетов В. Д. Русская ономастика : Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1983. 224 с.
4. Введенская Л. А. От собственных имен к нарицательным : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. 143 с.
5. Ономастика Поволжья : материалы X Междунар. научной конф, 12–14 сент. 2006 г. / отв. ред. Е. А. Яковлева. Уфа: Издво БГПУ, 2006. 372 с.
6. Суперанская А. В. О русских именах / А. В. Суперанская, А. В. Суслова. М.: Азбука, 2010. 304 с.
7. Суперанская А. В. Что такое топонимика?: Из истории географических названий. М.: Либроком, 2011. 176 с.
8. Ковалев Г. Ф. Изучение ономастики в школе как межпредметная интеграция на уроках русской словесности // Русский язык в школе. 2017. № 12. С. 22–28.
9. Святина К. В. Актуальное изучение ономастики в школе / К. В. Святина, Ю. К. Картавая // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 130–131.
10. Плотникова С. В. Культуроведческий аспект изучения имен собственных в начальной школе. В сб.: Проблемы филологического образования. Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; под ред. Л. Г. Черемисиновой. Саратов, 2014, С. 66–73.
11. Абдуллаева С. Н. Проблема становления компетентностного подхода к обучению русскому языку в школах с узбекским языком обучения // Проблемы современного образования. 2021. № 3. С . 227–234.
12. Джалилова М. Х. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка в узбекской школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 57–58.
13. Джусупов М. Русские тексты в учебниках по русскому языку и чтению в тюркоязычной республике СНГ (качественные и количественные характеристики) // Русский язык за рубежом. 2019. № 4 (275). С. 80–87.
14. Махмадиева С. А. Актуальная проблема обучения русскому языку как неродному в современных условиях образования в узбекских школах // Экономика и социум. 2021. № 9 (88). С. 532–538.
15. Исакжанова З. А. Русский язык как иностранный. 5 класс : учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / З. А. Исакжанова, М. К. Шаряева, Т. А. Шорина; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. 136 с.
16. Бобоева Д. Р. Русский язык как иностранный. 6 класс : учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / Д. Р. Бобоева, Н. М. Муллаахунова, О. Ю. Ряузова; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. 144 с.
17. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 989 с.
18. Муллагалиева Л. К. Реалии русской культуры : лингвокультурологический словарь : учебное пособие для учащихся средних школ и учителей русского языка / под ред. Л. Г. Саяховой. Уфа: Башкир. ин-т развития образования, 2001. 220 с.
Рецензия
Для цитирования:
Юсупова З., Закирьянов К., Жамолдинова Б. К вопросу об изучении имен собственных в лингвокультурологическом аспекте на уроках русского языка как неродного. Филология и культура. Philology and Culture. 2023;(2):261-266. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-261-266
For citation:
Yusupova Z., Zakiryanov K., Zhamoldinova B. On the issue of studying proper names in the linguoculturological aspect in the lessons of Russian as a non-native language. Philology and Culture. 2023;(2):261-266. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-261-266