Потенциал лингвоинформационной технологии нейросети GLIGLISH при обучении иноязычному устному общению студентов языкового вуза
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-272-280
Аннотация
Актуальность статьи обоснована популяризацией лингвоинформационных технологий в образовании и их необходимости в языковом образовании. Исследование посвящено выявлению потенциала данных технологий при обучении иностранному языку в вузе в контексте обучения иноязычному устному общению, которое автор статьи понимает как обучение говорению, что является целью представляемого исследования. Методы исследования включают в себя анализ теоретических источников, обобщение и систематизацию ключевых понятий, метод моделирования упражнений. Теоретический обзор литературы по теме исследования помог установить, что современное поколение студентов относится к поколению цифровых аборигенов, это обуславливает особенности и требования к современному обучению языку. Автор указал на то, что значимым подходом к обучению языкам является лингвоинформационный подход, в рамках которого актуальность представляют лингвоинформационные технологии. В исследовании было предложено определение понятию «лингвоинформационные технологии» при обучении иностранным языкам. Для изучения их возможностей автором была выбрана нейросеть Gliglish.
Практическая часть работы представляла собой анализ функционала лингвоинформационной технологии – нейросети Gliglish. Автором предложены упражнения имитативного и подстановочного вида в рамках создания системы упражнений для развития произносительного, лексического и грамматического навыков с использованием данной нейросети, была описана методика работы с ними. Итогом исследования стал раскрытый потенциал нейросети Gliglish при развитии речевых навыков и речевых умений студентов языкового вуза.
Об авторе
Э. ГимадиеваРоссия
Гимадиева Эльвира Наилевна, аспирант, ассистент
420008, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94–97.
2. Prensky M. Digital natives, digital immigrants: Part 1. On the Horizon, 9(5), 2001. Pp. 1–6.
3. Безукладников К. Э., Крузе Б. А. Лингвоинформационный подход к высшему иноязычному образованию: Методика формирования лингводидактических компетенций. М.: Издательство Нобель Пресс, 2013. С. 1–10.
4. Безукладников К. Э, Вахрушева О. В. Проектирование лингвоинформационной среды военного вуза: содержательный и технологический аспект // Язык и культура. 2022. № 60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-lingvo-informatsionnoy-sredy-voennogo-vuza-soderzhatelnyy-i-tehnologicheskiy-aspekt (дата обращения: 17.04.2024).
5. Якунина Е. К., Дёрина Н. В. Развитие информационно-технологического потенциала преподавателей университета в процессе корпоративного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63 (1). С. 428–432.
6. Вахрушева О. В., Назарова А. В., Нарицына Л. С. Лингвоинформационная среда как средство и условие организации обучения иностранному языку в неязыковом вузе (на примере военного вуза) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN320.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
7. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании // учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013 2013. С. 20–30.
8. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык. 1989. 277 c.
9. Комарова Е. В. Вовлечение чат-ботов в процесс обучения иностранным языкам // Филология и культура. Philology and Culture. 2024. №1. С. 149–158.
10. Коган М. С. О возможном использовании нейросети chatgpt в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 31–38.
11. Игнатьева Н. Д., Сидорова Е. Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 01–02 июня 2023 года / Под общей редакцией Е. А. Хамраевой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 182–188.
12. Нейросеть Gliglish URL: https://gliglish.com/free (дата обращения: 12.03.2024).
13. Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Обучение общению на иностранном языке. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с.
14. Oxenden C., Latham-Koenig C., Seligson P. New English File: Intermediate Plus Student's Book // Oxford University Press. 2020. Pp. 36–44.
Рецензия
Для цитирования:
Гимадиева Э. Потенциал лингвоинформационной технологии нейросети GLIGLISH при обучении иноязычному устному общению студентов языкового вуза. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(2):272-280. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-272-280
For citation:
Gimadieva E. Revealing educational potential of neural network Gliglish as a linguo-information technology in teaching oral communication to students at university. Philology and Culture. 2024;(2):272-280. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-76-2-272-280