Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Даниил Хармс: языковые «аномалии» или логика языка

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-7-11

Аннотация

Лингво-эстетическое осмысление текстов Даниила Хармса следует, прежде всего, интерпретировать исходя из постулатов авангардизма, к которому принадлежала литературно-театральная группа ОБЭРИУ – объединение реального искусства. Хармс как основатель и яркий представитель данной группы смоделировал свою собственную лингво-поэтическую концепцию построения художественных текстов, уделяя принципиальное внимание семантемам лексем абсурд, антинорма, заумь, алогизм. Мы обращаемся к дискурсу Хармса и выявляем основополагающий принцип его жизни и творчества – тотальную инверсию. Тотальная инверсия появляется на всех языковых уровнях, что в результате приводит к нарративной девиации, разрушению собственно слово- и смыслообразования в лингвопоэтике писателя. В связи с этим представляется важным отметить, что языковая картина автора строится исходя из его собственного социально-политического мировоззрения. Хармс предельно остро воспринимал окружающую его действительность, именно поэтому он создает свой собственный, художественный мир, мир, имеющий возможность максимально интерпретировать реальный, в котором писателю приходилось существовать. И в вымышленном, ирреальном мире действует «чистота порядка», когда читателю предлагается забыть о законах языка и постичь гармонию – с произведением, миром и самим собой.

Об авторах

Л. Ахметзянова
Казанский федеральный университет
Россия

Ахметзянова Лиана Михайловна, кандидат филологических наук, доцент

420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
 



И. Садыкова
Казанский федеральный университет
Россия

Садыкова Илсояр Афтаховна, кандидат филологических наук, доцент

420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18.
 



Список литературы

1. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. Новая анатомия. СПб.: Азбука, 2000. 416 с.

2. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Тигр на улице. СПб.: Азбука, 2000. 384 с.

3. Хармс. Д. Полет в небеса. Стихи. Проза. Драмы. Письма. СПб.: Советский писатель, 1991. 560 с.

4. Шенкман Я. Логика абсурда (Хармс: отечественный текст и мировой контекст) // Вопросы литературы, 1998. № 4. C. 64–80.

5. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 204 с.

6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

7. Дзюбенко А. И. Семиозис в художественном тексте: достоверность и ирреальность // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2023. Т. 16. Вып. 4. С. 1229–1335.

8. Манифест ОБЭРИУ. URL: http://xapmc.gorodok.net/documents/1423/default.htm (дата обращения: 05.09.2024) (In Russian)

9. О существовании, о времени, о пространстве. URL: https://d-harms.ru/library/realnost-pogranichnogosuschestvovaniya-ya-v-mire-daniila-harmsa18.html (дата обращения: 05.09.2024)

10. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Авиация превращений. СПб.: Азбука, 2000. 576 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ахметзянова Л., Садыкова И. Даниил Хармс: языковые «аномалии» или логика языка. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):7-11. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-7-11

For citation:


Akhmetzyanova L., Sadykova I. Daniil Harms: language “anomalies” or the logic of language. Philology and Culture. 2024;(3):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-7-11

Просмотров: 165


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)