Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Концепт лидер в деловом медиадискурсе: ядерная семантика и функции

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-128-136

Аннотация

В статье на материале современного русскоязычного делового дискурса анализируется функционирование концепта «лидер». Цели исследования заключаются в описании его ядерной семантики и в выявлении места данного концепта в системе ключевых концептов делового медиадискурса, а также его основных и побочных функций. Будучи универсальным общественно-политическим концептом, который характерен для разных дискурсов и картин мира и применяется для осмысления различных сфер социальной жизни, концепт «лидер» легко адаптируется к потребностям делового медиадискурса, в котором анализируемый концепт не только служит инструментом осмысления социальной действительности, но и выполняет ряд дополнительных функций, в частности, функцию обеспечения связности картины мира делового медиадискурса, которая отражает широкий круг явлений и событий экономической, политической, социальной, культурной, спортивной, научной жизни. Концепт «лидер» преимущественно репрезентирует субъектный слой деловой картины мира, однако в отдельных случаях приобретает объектную семантику. Особое внимание в статье уделяется взаимодействию, в том числе имплицитному, концепта «лидер» с установками деловой картины мира (агональность и цеховая солидарность) и другими ключевыми концептами делового медиадискурса (компания, борьба, конкуренция, деловая среда и т. д.), что представляется существенным с точки зрения концептуального моделирования делового медиадискурса и деловой картины мира в целом.

Об авторах

О. Ширяева-Ширинг
Южный федеральный университет
Россия

Ширяева-Ширинг Оксана Витальевна, доктор филологических наук, профессор

344006, Россия, Ростов-на-Дону, Большая садовая, 105/42
 



И. Савченкова
Южный федеральный университет 
Россия

Савченкова Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

344006, Россия, Ростов-на-Дону, Большая садовая, 105/42



Список литературы

1. Невзорова Е. Ю. Полевая структура концепта leadership // Известия Смоленского государственного университета. 2019. № 3 (47). С. 247–259.

2. Трощенкова Е. В. Ценностный концепт «leadership» в современном американском общественно-политическом дискурсе // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5–2 (112). С. 425–430.

3. Рогозин А. Ю. Реконтекстуализация спортивных концептов в политических текстах // Дискурс. 2019. № 9 (35). С. 58–67.

4. Колтакова С. В., Неровная Н. А. Опыт разграничения близких по содержанию концептов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 11–16.

5. Koltakova S. V., Nerovnaya N. A., Zubova L. Yu. Comparing the content of the concepts leader and commander in military men mental sphere // Когнитивные исследования языка. 2019. Вып. 37. С. 936–941.

6. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

7. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 994 с.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 994 с.

9. Толковый словарь наиболее употребительных иностранных слов / Сост. А. А. Медведева. М.: Центрполиграф, 2009. 525 с.

10. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 1582 с.

11. Толковый словарь русского языка / Гл. ред. Б. М. Волин и Д. Н. Ушаков. В 4-х тт. Т. 2. Л–Ояловеть. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1938. 1040 с.

12. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Изд. центр «Азбуковник», 2009. 1090 с.

13. Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. New York: Издание книжного магазина М. Майзеля, 1921. 714 с.

14. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1949. 805 с.

15. Панченко А. А. Советская экономическая печать как предшественница бизнес-прессы новой России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 378–381.

16. Ширяева О. В. Концептуальное моделирование дискурса // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2-х тт. Т. 1. М.: РУДН, 2021. С. 46–51.

17. Ширяева О. В. Информационно-аналитический медиадискурс деловой прессы: когнитивно-коммуникативный анализ // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. 2014. № 11–12. С. 79–81.

18. Ширяева О. В. Частные топы в деловом медиадискурсе (на примере топа «успех») // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2014. № 19. С. 210–213.


Рецензия

Для цитирования:


Ширяева-Ширинг О., Савченкова И. Концепт лидер в деловом медиадискурсе: ядерная семантика и функции. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):128-136. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-128-136

For citation:


Shiryaeva-Shiring O., Savchenkova I. The concept leader in business media discourse: essential semantics and functions. Philology and Culture. 2024;(3):128-136. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-128-136

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)