Preview

Филология и культура. Philology and Culture

Расширенный поиск

Портретный код в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»

https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-256-261

Аннотация

В статье описан особый вербально-визуальный нарратив, реализованный в тексте рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой». Автором установлен и обоснован портретный код, данные которого впервые отобраны методом сплошной выборки и проанализированы с помощью методов контекстуального и феноменологического анализа. Выявлено, что визуальная иносказательность позволяет выстроить целостную смысловую реальность, описанную в исследовании с помощью феноменологического понятия экфрасис. Признавая текстообразующую роль заголовка, автор изначально обращается к непосредственному анализу позиции абсолютного начала текста, выявляя способ проспекции для введения живописного дискурса. Структура и семантика названия рассказа А. П. Чехова очевидно повторяют структуру названия светского женского портрета, что в дальнейшем реализуется в динамической системе художественного текста. Отмечено, что понимание пространства искусства как коммуникативного процесса позволяет рассматривать экфрастические единицы в «Даме с собачкой» как закодированные сообщения или визуальные нарративы, требующие для своего прочтения особого алгоритма и культуры интерпретации. Особое внимание уделено конкретным данным живописного дискурса, рецептируемым и реконструируемым в прозаическом высказывании; при этом данные предлагаемой интерпретации не противоречат имеющимся в чеховедении представлениям о привычных формах психологического портрета в русской реалистической прозе, данные двух дискурсов разграничены автором.

Об авторе

А. Салахова
Нанкинский университет,
Китай

Салахова Айгуль Рестамовна, кандидат филологических наук, доцент, Кафедра русского языка, Высшая школа иностранных языков 

Авеню Сянлин, д. 163 г. Нанкин, 210023, Китай



Список литературы

1. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2010. 448 с.

2. Кольцова Л. М. Заголовок в структуре художественного текста // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2007. № 2. С. 6–19.

3. Семанова М. О чеховских заглавиях // Звезда. 1960. № 1. С. 171–174.

4. Чехов А. П. Дама с собачкой // А. П. Чехов. Избранные произведения: в 3 т. Повести и рассказы 1897–1903. Т. 3. М., 1971. С. 159–173.

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах. М.: РИПОЛ классик, 2006. Том 2. И–О. 784 с.

6. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. 334 с.

7. Геллер Л. Воскрешение понятия, или слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М.: МИК, 2002. С. 5–22.


Рецензия

Для цитирования:


Салахова А. Портретный код в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой». Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):256-261. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-256-261

For citation:


Salakhova A. Portrait code in Anton Chekhov’s short story “The lady with the dog”. Philology and Culture. 2024;(3):256-261. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-256-261

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4756 (Print)