«Кельтское освещение» травматической проблематики романа А. Мердок «Школа добродетели»
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-281-285
Аннотация
В статье рассматриваются травматический и мифологический контексты романа Айрис Мердок «Школа добродетели» («The Good Apprentice», 1985). С одной стороны, описываются этапы проживания главным героем травматического опыта и способы преодоления травмы утраты и травмы вины в романе, с другой стороны – основное внимание при анализе произведения уделяется одному из описанных этапов, когда герой попадает в своего рода «волшебный» женский мир, мир забвения и отдыха, который впоследствии оценивается автором негативно. В статье выдвигается и доказывается предположение о том, что характеристики этого мира созданы с опорой на культуру «кельтского возрождения» рубежа XIX–XX веков, во многом инспирированной группой «Искусство и ремесла» Уильяма Морриса, при этом Айрис Мердок иронизирует по поводу этого пласта английской культуры. Более глубокие корни реминисцентного поля романа восходят к кельтской мифологии, в частности «Песне о Кухулине», где встречаются образы «волшебниц», препятствующих герою и преследующих его. В романе Айрис Мердок «Школа добродетели» женский мир также предстает иллюзорным и опасным для главного героя, одним из препятствий на его пути.
Об авторе
Л. ХабибуллинаРоссия
Хабибуллина Лилия Фуатовна, доктор филологических наук, профессор
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Martin Р., Rowe А. Iris Murdoch. A Literary Life. Springer. 2010. 202 р.
2. Simon I. A note on Iris Murdoch's «The Good Apprentice» // English Studies. 1987. V. 68. Is. 1. P. 75–78.
3. Głąb А. Iris Murdoch's Conception of Moral Development in Her Novel «The Good Apprentice» // Roczniki Filozoficzne. 2023. No. 2 (71) Р. 239–260.
4. Grimshaw Т. Plato, Foucault and Beyond: Ethics, Beauty and Bisexuality in «The Good Apprentice» // Iris Murdoch: A Reassessment, Springer 2007. P. 163–174.
5. Исламова А. К. Об отношении к действительности науки философии и школы добродетели в романах Айрис Мердок // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3–2 (81). С. 229–235.
6. Рогачевская М. С. Образ психоаналитика в романах Айрис Мердок «Отрубленная голова» и «Школа добродетели» // Веснік БДУ. Сер. 4. 2013. № 2. С. 18–21.
7. Рогачевская М. С. «Школа добродетели» А. Мердок: культура эмоционального переживания в контексте психоаналитического интертекста // М. С. Рогачевская. Новые формы психологизма в британском романе ХХ века. Минск: Новое знание, 2015. С. 270–285.
8. Мердок А. Школа добродетели / пер. с англ. Г. Крылов. М: Эксмо, 2009. 672 с.
9. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002. 640 с.
10. Песнь о Кухулине / пер. А. А. Смирнова // Исландские саги. Ирландский эпос. М: Художественная литература. БВЛ. Сер. 1. Т. 8. 1973. 684 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хабибуллина Л. «Кельтское освещение» травматической проблематики романа А. Мердок «Школа добродетели». Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):281-285. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-281-285
For citation:
Khabibullina L. “Celtic backlighting” of the traumatic issues in Murdoch’s novel “The good apprentice”. Philology and Culture. 2024;(3):281-285. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-281-285