Медиаресурсы в формировании социокультурной компетенции студентов на занятиях РКИ
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-299-304
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению медиаресурсов как средства формирования социокультурной компетенции (далее – СКК) иностранных студентов на занятиях по русскому языку как иностранному (далее – РКИ). Развитие коммуникативной и социокультурной компетенций является одной из основных задач в обучении РКИ. От того, насколько успешно и быстро студенты адаптируются в новой социальной среде, смогут осуществлять межкультурное взаимодействие, во многом зависит эффективность освоения ими образовательной программы вуза. Авторы статьи обращаются к образовательным ресурсам, сочетающим в себе обращение к аутентичному языковому и социокультурному материалу с интерактивностью и многофункциональностью современных цифровых технологий. Особое внимание в статье уделяется анализу лингводидактического потенциала интернет-ресурсов, также приводятся примеры типовых заданий, направленных на формирование и развитие СКК на разных этапах обучения. Авторы приходят к выводу о необходимости постоянного совершенствования методик работы с медиаресурсами. Теоретической базой исследования являются публикации российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам, рассматриваемым в статье. Эмпирическую базу составили наблюдения и обобщения личного профессионального опыта, а также методические разработки авторов в области преподавания ряда дисциплин в рамках программы обучения бакалавров по специальности 45.03.02 Лингвистика (русский язык как иностранный) в Казанском федеральном университете.
Об авторах
А. БастриковРоссия
Бастриков Алексей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Е. Бастрикова
Россия
Бастрикова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Л. Смоленцева
Россия
Смоленцева Людмила Александровна, ассистент
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-45-03-02-lingvistika-969 (дата обращения: 28.06.2024)
2. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 233 с.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/1412440 (дата обращения: 19.01.2024).
4. Ann Kovalchick, Kara Dawson. Education and Technology: An Encyclopedia (2 Volumes). Santa Barbara, Calif.: ABC-CLIO, 2004. Vol 1. 713 p. URL: https://archive.org/details/educationtechnol0001unse (дата обращения: 02.01.2024)
5. Дубровская Н. В., Мищенко Е. С. Методы активного обучения и влияние их комплексного использования на процесс подготовки студентов ВУЗа. // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, Изд-во РГППУ. 2013. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/393/1/ipo_2013_057.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
6. Монтажер 3310_. Смешной разговор 2 друзей. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pHBXaTxnki8&t=23s (дата обращения: 16.05.2024).
7. Мальчевская О. В. Методические аспекты использования аутентичных видеоматериалов при формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в неязыковых вузах. Минск: БГУ, 2021. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/286031 (дата обращения: 15.05.2024).
8. Рубцова Е. В. Формирование коммуникационной и социокультурной компетенций с помощью мультимедийных пособий при обучении русскому языку как иностранному. // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 288–292.
Рецензия
Для цитирования:
Бастриков А., Бастрикова Е., Смоленцева Л. Медиаресурсы в формировании социокультурной компетенции студентов на занятиях РКИ. Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):299-304. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-299-304
For citation:
Bastrikov A., Bastrikova E., Smolentseva L. Media resources used to develop students’ socio-cultural competence in RFL classes. Philology and Culture. 2024;(3):299-304. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-299-304