Формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего иностранного специалиста (из опыта работы со студентами-лингвистами)
https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-305-313
Аннотация
В предлагаемой статье будут рассмотрены как типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство иностранных студентов при овладении научным стилем, так и специфичные, выявленные в процессе работы в китайской аудитории и связанные с особенностями национальной культуры, менталитета и родного языка студентов, которые переносятся ими на русскоязычную почву. Богатый опыт работы авторов с китайскими студентами и в России, и в Китае позволяет выявить отдельные ошибки обучающихся в овладении ими научным стилем, конкретизировать их, обобщить и сформулировать проблемы в данной области, требующие своего решения, а также предложить пути их устранения. Ведущим методом исследования стал описательный метод, частично использовался метод обобщения, наблюдения. Так, было установлено, что включение в процесс преподавания иностранного языка научных текстов дает возможность студентам познакомиться с типовыми коммуникативными ситуациями в научной сфере, расширить словарный (терминологический) запас. Надо отметить, что включение в рамках системы подготовки будущего специалиста-лингвиста различных упражнений на освоение научного стиля расширяет возможности и самих преподавателей в плане проектирования занятий, позволяет воссоздать профессиональную языковую среду для обучающихся, это повышает эффективность овладения коммуникативными навыками в типовых ситуациях речевого общения. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что интеграция научных текстов в учебный процесс требует от преподавателей особого подхода к отбору материалов, что подчеркивает необходимость дальнейшего развития методических рекомендаций и создание учебных пособий.
Об авторах
Т. ГимрановаКитай
Гимранова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель
Китай, Пекин, Чаоян
Е. Колосова
Россия
Колосова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент
420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18
Список литературы
1. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1987. 399 с.
2. Федорченко Е. А. Синтаксис научного текста: учебное пособие. М.: РТА, 2020. 88 с. URL: https://e.lanbook.com/book/242759 (дата обращения: 28.06.2024)
3. Дюмон Н. Н. Понятия «научный текст» и «научный дискурс» в лингвистических исследованиях // Альманах современной науки и образования. 2008. № 8–1. С. 65–67.
4. Пашкова М. Н. Научный текст как объект рассмотрения и изучения // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3(8). С. 151–154.
5. Недосугова А. Б. Лингводидактический аспект обучения научному стилю речи в методике преподавания РКИ // Полилингвальность и транскультурные практики. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvodidakticheskiyaspekt-obucheniya-nauchnomu-stilyu-rechi-v-metodikeprepodavaniya-rki (дата обращения: 28.06.2024).
6. Питимирова Н.Е. Особенности текста научного стиля // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 987–989. URL: https://moluch.ru/archive/87/16950/ (дата обращения: 28.06.2024)
7. Колосова Е. И. Древние языки и культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов; направление 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Русский язык как иностранный» (для иностранных обучающихся). – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 11,2 МБ). Казань: Издательство Казанского университета, 2022. 87 с.
8. Колосова Е. И. Основы языкознания. [Цифровой образовательный ресурс]: Направление подготовки: 45.03.02 – Лингвистика. Направленность (профиль) подготовки: Русский язык как иностранный. Квалификация выпускника: бакалавр. URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=5665 (дата обращения: 28.06.24.)
9. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 416 с.
10. Колосова Е. И. Формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста в практике преподавания русского языка как иностранного // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-2. C. 199– 202.
11. Арцыменя Д.Ф. О некоторых приёмах работы по изучению научного стиля речи на занятиях по русскому языку как иностранному в техническом вузе // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание: сборник статей и материалов IV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 7 апреля 2022 г. / Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского. Челябинск, 2022. С. 261–263.
12. Лян Цзяхуэй, Чжан Сюань, Щеглова И.В. Трудности обучения научному стилю речи студентовиностранцев: характеристики, типы, тенденции (на материале опроса преподавателей русского языка как иностранного) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Том 7. Выпуск 2. С. 183–189.
13. Черкес Т. В. Трудности обучения научному стилю речи и конспектированию на этапе предвузовской подготовки. URL: https://conf.grsu.by/alternant2014/index-92.htm (дата обращения: 28.06.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Гимранова Т., Колосова Е. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего иностранного специалиста (из опыта работы со студентами-лингвистами). Филология и культура. Philology and Culture. 2024;(3):305-313. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-305-313
For citation:
Gimranova T., Kolosova E. Developing international students’ professional communicative competence (based on the experience of working with students majoring in linguistics). Philology and Culture. 2024;(3):305-313. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2782-4756-2024-77-3-305-313